На каких трамваях ездят украинцы?

Дмитрий Янкивский  |  Суббота , 16 февраля 2019, 10:15
«Пассажирский транспорт» решил исследовать, сколько трамваев сейчас курсирует в городах Украины и на вагонах каких моделей ездят украинцы.
На каких трамваях ездят украинцы?

На данный момент действующие трамвайные хозяйства существуют в 14 городах Украины: Виннице, Днепре, Дружковке, Житомире, Запорожье, Каменском, Киеве, Конотопе, Кривом Рогу, Львове, Мариуполе, Николаеве, Одессе и Харькове – мы не учитываем тут временно оккупированные территории Крыма и Донбасса.

Еще в трех городах Украины – Авдеевке, Краматорске и Константиновке трамвайное движение остановлено. Причины остановки движения трамваев разные – в Авдеевке в депо находится более двух десятков трамваев, однако сам город находится в прифронтовой зоне. В Краматорске было принято решение о закрытии трамвайного движения в пользу троллейбусного, однако сами вагоны не утилизированы. В Константиновке также закрыто трамвайное движение, однако сохранено депо и несколько вагонов.

Согласно со статистикой корпорации «Укрэлектротранс» и данными сайта «transphoto.ru» на балансе всех трамвайных хозяйств Украины по состоянию на конец 2018 года находилось 2064 трамвайных вагона. В рабочем состоянии  в средине февраля 2019 года находился 1471 трамвай, то есть 71,3% от всего количества линейного пассажирского подвижного состава, который находится на балансе предприятий электротранспорта.

Среди трамваев, которые эксплуатируются в Украине, лидируют вагоны, изготовленные в Чехословакии концерном «ЧКД-Прага», которые выпускались под брендом «Tatra». В общей сложности чешские трамваи (в оригинальном исполнении и прошедшие различную модернизацию) составляют 71,7% всего трамвайного парка Украины – их насчитывается 1480 вагонов (на ходу – 1067). Чешские трамвайные вагоны эксплуатируются во всех действующих трамвайных хозяйствах, за исключением Конотопа. Но и этот город недавно объявил тендер на закупку «бэушных» трамваев с системой управления на основе мощных полупроводникововых приборов, поэтому можно ожидать, что скоро и в этом городе появятся чешские трамваи «Tatra».


Чешские вагоны «Tatra T3» в Киеве на Контрактовой площади. Фото Александра Вельможко.

На втором месте по количеству вагонов, которые стоят на балансе электротранспортных предприятий – вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода в Российской Федерации. Сейчас в трамвайных депо Украины насчитывается 250 таких трамвайных вагонов, из них на ходу – 139. В процентном отношении вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода составляют 12,11% всего трамвайного парка 17 хозяйств Украины. Вагоны моделей 71-605 и 71-605А (КТМ-5) попали в города Украины еще во времена СССР, а вот вагоны 71-608К, 71-608КМ, 71-611 и 71-619 были закуплены уже во времена независимой Украины. Российские КТМы повсеместно сдают свои позиции – например в Мариуполе, который в свое время был исключительно «КТМовским» городом сейчас доминируют чешские трамваи «Tatra», вагоны же Усть-Катавского завода почти полностью выведены из эксплуатации. Скорее всего, большую часть этих трамваев ожидает утилизация. Аналогичная ситуация и в Дружковке. На данный момент КТМы являются основой подвижного состава только в Конотопе и Николаеве. Однако, по мере закупок новых и подержанных вагонов, трамваи КТМ постепенно выводятся из эксплуатации в Днепре, Николаеве и Кривом Роге.


Трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-605 (КТМ-5) в Днепре. Фото Александра Вельможко

Вагоны, построенные в независимой Украине, на третьем месте. Таких вагонов насчитывается 107. Это вагоны одесско-днепровского ООО «Татра-Юг» четырех различных моделей (всего 56 вагонов без учета Донецка и Луганска), а также трамваи «Электрон», изготовленные во Львове ООО «СП «Электронтранс» (19 вагонов во Львове и Киеве). В процентном отношении украинские вагоны составляют всего 5,2% от всего трамвайного парка Украины. Вагоны ООО «Татра-Юг» работают в Запорожье, Каменском, Киеве, Днепре, Мариуполе, Николаеве и Одессе, а трамваи «Электрон» – во Львове и Киеве. Нужно заметить, что в начале 1990-х годов попытался освоить выпуск трамвайных вагонов с тиристорно-импульсной системой управления тяговым электроприводом завод «Лугансктепловоз». Вагоны первой модели – ЛТ-10 в Украине попали в трамвайные хозяйства Луганска и Енакиево, а кроме этого – в Москву. Однако все украинские вагоны ЛТ-10 вышли из строя и были списаны до начала 2010-х годов. «Корытопольный» вагон ЛТ-10а с частично низким уровнем пола так и не покинул завод. На территории завода, кроме того, долгие годы ржавели кузова для вагонов ЛТ-10. Кроме этого завод попытался освоить вагоны ЛТ-5, опытная партия которых была направлена в Москву. Однако попытка также закончилась неудачно.


Украинский низкопольный пятисекционный трамвай "Электрон" во Львове.

На четвертом месте по численности – трамвайные вагоны, изготовленные в Швейцарии. Все они эксплуатируются в Виннице. Их насчитывается 104 вагона (5,04% от общего количества трамваев). На ходу – 77 швейцарских вагонов. Вагоны попали в Украину в конце 2000-х годов – они были бесплатно переданы городом Цюрихом Винницкому трамвайно-троллейбусному управлению – швейцарцы посчитали, что именно в Виннице наиболее бережно относятся к трамвайным вагонам.


Швейцарские трамваи по прибытии в трамвайное депо Винницы. 2007 г. Фото Александра Вельможко.

Завершают топ-пятерку польские вагоны «PESA». Все они эксплуатируются в Киеве на маршрутах скоростного трамвая. Всего столица Украины получила 47 вагонов модели 71-414К (2,28% от общего числа трамваев в Украине). На маршрутах работает 40 вагонов этой модели, 7 вагонов готовят к вводу в эксплуатацию.


Польский трамвай "PESA 71-414К" в Киеве. Фото Александра Вельможко.

69 трамвайных вагонов, которые эксплуатируются в Украине – это плоды деповской и заводской модернизации трамвайных вагонов «Tatra» (3,34% от всего подвижного состава украинских трамвайных хозяйств). Часть из них – это трехсекционные трамвайные вагоны KT3UA («Кобра») и КТ4UA («VinWay»), построенные на базе кузовов трамваев «Tatra T3» и «Tatra KT4» и низкопольной вставки. Такие вагоны эксплуатируются в Киеве, Кривом Рогу и в Виннице. Другая часть – это почти полностью новые трамваи (кузов, система управления тяговым электроприводом) на базе тележек от списанных вагонов «Tatra T3» и «Tatra T4». Такие вагоны работают в Запорожье, Киеве, Одессе и Виннице.


Трехсекционный частично низкопольный трамвайный вагон KT3UA "Кобра" в Киеве. Фото Александра Вельможко.

Среди моделей трамваев, которые эксплуатируются в Украине, лидерство принадлежит трамвайным вагонам «Tatra T3» (и их узкокузовным собратьям «Tatra T4») как с оригинальной реостатно-контакторной системой управления, так и модернизированным с установкой тиристорно-импульсной или транзистоной системы управления тяговым электроприводом. В общей сложности таких трамваев в Украине насчитывается 1100 (узкокузовных – 53 в Днепре, Житомире и Львове), из них на ходу – 849. Таким образом, вагоны «Tatra T3» составляют 53,29% всего трамвайного парка Украины. Из 1100 вагонов 298 прошли глубокую модернизацию с заменой реостатно-контакторной системы управления на тиристорно-импульсную или транзисторную. Большая часть вагонов, правда, проходила модернизацию не в Украине – эти вагоны были закуплены из городов Германии, Латвии и Чехии. Однако в Одессе в 2000-е годы в рамках программы модернизации трамвайного хозяйства было модернизировано 112 трамваев «Tatra T3». Единичная модернизация «Tatra T3» была проведена в Киеве и Кривом Рогу.


Одесский трамвай-раритет - двухдверный вагон модели "Tatra T3SU". До 1985 года он работал в Мариуполе, который теперь снова стал "Татровским" городом.

На втором месте по численности вагонов – также чешские трамвайные вагоны «Tatra КT4» – двухсекцонные узкокузовные «гармошки». Сейчас в Украине насчитывается 195 таких трамвайных вагонов (9,44% от всего трамвайного парка городов Украины). Еще в советские времена такие вагоны попали в узкоколейные трамвайные системы Украины – в Винницу, Житомир, Евпаторию и Львов. Хотя эти вагоны и испытывали в Одессе на широкой колее («Жемчужина у моря» обкатывала вагон из Винницы, переставленный на тележки для широкой колеи), однако эти вагон не подошли городу. С советских времен в Виннице, Житомире и Львове сохранилось 127 вагонов модификации «Tatra KT4SU» (для Советского Союза). В 2008-13 годах во Львов попало 28 вагонов модификации для Германии «Tatra KT4D» из немецких городов Эрфурта и Геры. Еще 42 вагона «Tatra KT4DM» и «Tatra KT4DtM», прошедшие глубокую модернизацию в Германии, прибыли в Украину в прошлом году. 30 таких вагонов за средства Европейского банка реконструкции и развития приобрел Львов, а еще дюжину – Запорожье. Модернизировали вагоны «Tatra KT4SU» и в Украине: в Виннице на них устанавливали современную чешскую транзисторную систему управления тяговым электроприводом (это было в средине 2000-х годов), тут же строили на их базе трехсекционные частично низкопольные вагоны. Во Львове 6 трамвайных вагонов «Tatra KT4SU» прошли «рестайлинг» при капитально-восстановительном ремонте, однако в основном их электрическая «начинка» осталась прежней.


Трамвайные вагоны "Tatra KT4DM" в трамвайном депо Львова. Автор фото - Богдан Гладик.

Третье место по численности вагонов – у также чешских трамваев семейства «Tatra T6». Их насчитывается 185, то есть 8,96% от всего парка. В Советский Союз ширококузовные вагоны этого семейства начали поставлять в 1980-е годы под названием «Tatra T3M». Уже с завода такие вагоны имели тиристорно-импульсную систему управления тяговым электроприводом. В Украине сейчас эксплуатируются вагоны четырех моделей – «Tatra T6B5SU», «Tatra T6A2» и «Tatra T6A5». Первые попали в украинские города еще во времена СССР, вторые в начале 2010-х годов приобрело в Берлине КП «Днепровский электротранспорт». Модель «Tatra T6A5», выпускавшаяся для городов Чехии, попала в Украину в последние годы – эти вагоны можно встретить в Харькове и Киеве.


Система из трамвайных вагонов "Tatra T6B5" на линии скоростного трамвая в Киеве. Эта модель - наиболее распространенная в Украине из семейства Т6. Автор фото - Александр Вельможко.

На четвертом месте – советские вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода 71-605 и 71-605А (КТМ-5). Таких вагонов в трамвайных хозяйствах Украины 174 единицы (8,43% всего парка). На ходу – меньше половины из них. Эта модель трамвайных вагонов понемногу покидает улицы городов Украины. Мариуполь и Дружковка уже практически не эксплуатируют трамваи этой модели. Скорее всего, в Днепре все они будут выведены из эксплуатации после прибытия партии «бэушных» модернизированных вагонов «Tatra T4» из Лейпцига.

Топ-пятерку самых распространенных моделей трамвайных вагонов замыкают трамвайные вагоны швейцарского производства «Be 4/6 Mirage». Все 75 этих вагонов сосредоточены в Виннице (3,63% от общего числа трамваев в Украине). В регулярной эксплуатации – 71 вагон этой модели.


Швейцарский трамвайный вагон «Be 4/6 Mirage» в Виннице. Фото Дениса Колесника.

Шестое и седьмое место по распространенности – у российских вагонов 71-608К и 71-608КМ (таких в наличии 55) и польских вагонов PESA 71-414К (48 вагонов).

Все остальные трамвайные вагоны попали в Украину в незначительных количествах. Среди них нужно упомянуть российские вагоны 71-611, разработанные специально для линий подземного скоростного трамвая. Часть вагонов (модификация 71-611П) не имеют кабин управления – они должны были входит в качестве среднего вагона в трехвагонные поезда. Все эти вагоны эксплуатируются в Кривом Рогу (11 вагонов). В средине 2000-х Харьков приобрел 10 российских высокопольных вагонов Усть-Катавского вагоностроительного завода с контакторно-транзисторной системой управления тяговым электроприводом 71-619КТ. Сейчас на ходу 3 таких вагона. В Мариуполь в начале 2010-х годов попало 2 трамвая 71-153 (ЛМ-2008), выпущенных Петербуржским трамвайно-механическим заводом. В 2012 году городу их подарила компания «Метинвест». Еще один трамвай, выпущенный в Питере (однако формально изготовленный на КЗЕТе в Киеве) находится на балансе КП «Киевпасстранс». Это вагон 71-754М-К с деповским № 450. Встретить его в работе очень тяжело – в основном он простаивает в трамвайном депо имени Шевченко. Еще один трамвай, который в Украине в единичном экземпляре – белорусский БКМ 843, который в Киеве значится как «Богдан ТР 843»…


Встреча киевских трамваев "низкополов" - K3R-NNP «Каштан» и "Электрон Т5В64. Автор фото - Александр Вельможко.

Если говорить о доступности украинских трамваев для маломобильных граждан, то с этом в нашей стране очень большие проблемы. Полностью низкопольные «безбарьерные» трамваи в Украине курсируют только в Киеве (этот трамваи «Электрон» и «PESA») и Львове («Электрон»). В Киеве общее число полностью низкопольных вагонов – 57, во Львове – 9. Это, соответственно, 11,8% и 6,34% от трамвайного парка этих городов. Заметим, что низкопольные вагоны распределены по маршрутам этих городов крайне неравномерно – в Киеве они работают на скоростном трамвае, а во Львове – 7 из 9 закреплено за трассой трамвайного маршрута на Сихов.

Кроме вагонов «PESA» и «Электрон» в Киеве приспособлены для перевозки людей с инвалидностью также 14 «Кобр» KT3UA, 12 вагонов ООО «Татра-Юг» (К1М и К1М8), 6 вагонов T3UA-3 «Каштан», 1 K3R-NNP «Каштан», а также упомянутые выше 71-754М-К и БКМ 843. Таким образом, всего в Киеве насчитывается 92 вагона, приспособленные для перевозки инвалидов. Это 19% от всего парка вагонов города.


Частично низкопольные трамвайные вагоны Т3 КВП Од и "Одиссей", изготовленные силами КП "Одесгорэлектротранс". Автор фото - Александр Вельможко.

Кроме Киева и Львова, трамвайными вагонами, приспособленными для перевозки инвалидов, могут похвастаться также Винница, Запорожье, Кривой Рог, Одесса, Харьков и Маруполь. Все винницкие вагоны, приспобленные для перевозки людей с инвалидностью, построены силами Винницкой транспортной компании. Таких насчитывается 9 вагонов или 6,3% от городского трамвайного парка. В Одессе, кроме трамвайных вагонов Т3 КВП Од, построенных силами КП «ОГЭТ», есть еще и частично низкопольный вагон К1М от «Татра-Юг». Всего приспособленных для перевозки инвалидов в Одессе трамвайных вагонов насчитывается 18, то есть 8,07% от всего трамвайного парка (еще 5 в процессе изготовления). В Запорожье всего 5 действующих частично низкопольных трамваев, в Харькове и Мариуполе – по 3 вагона, а в Кривом Рогу – две «Кобры».

Таким образом, во всей Украине количество трамваев, приспособленных для перевозки людей с инвалидностью составляет всего 141 вагон или 6,8% всего трамвайного парка Украины.

Перевод с украинского Антона Лягушкина.

comments powered by HyperComments