Пригородные трамваи околиц Берлина

Дмитрий Янкивский  |  Суббота , 25 мая 2019, 12:34
В околицах столицы Германии действуют два небольших, но интересных трамвайных хозяйства, которые не входят в состав берлинской транспортной компании «Berliner Verkehrsbetrieben» (BVG). Он них и пойдет речь.
Пригородные трамваи околиц Берлина

Трамвай Шёнайхе и Рюдерсдорфа

Трамвайная сеть Шёнайхе и Рюдерсдорфа связывает два этих поселка земли Бранденбург в околицах Берлина со столичным районом Фридрихсхаген и одноимённой станцией S-Bahn'а (пригородной железной дороги). На данный момент длина этой трамвайной сети составляет 13,3 километров. В отличии от трамвайной сети Берлина, где ширина трамвайной колеи составляет 1435 мм.,  трамвайная сеть Шёнайхе и Рюдерсдорфа узкоколейная – 1000 мм. Хотя единственный трамвайный маршрут, связывающий поселки с околицей Берлина и имеет берлинскую нумерацию и носит № 88, обслуживает линию отдельная транспортная компания «Schöneicher-Rüdersdorfer Straßenbahn GmbH», которая имеет свой собственный сайт.


Трамвай «Lindner» с прицепом, обслуживающий линию из Фридрихсхагена в Шёнайхе и Рюдерсдорф. 1972 год. Автор фото - Kurt Rasmussen.

История трамвая Шёнайхе и Рюдерсдорфа началась еще в 1910 году. Тогда из Фридрихсхаген в Шёнайхе был запущен бензомоторный трамвай. Его первый рейс состоялся 28 августа 1910 года. Длина трамвайной линии составляла тогда 5,6 километров. В 1912 году трамвайную линию продлили до деревни Рюдерсдорф. Весной 1914 года трамвайную линию электрифицировали.

Трамвайная линия, ведущая в Шёнайхе и Рюдерсдорф, проложена вдоль автомобильной дороги, она однопутная с разьездами на остановках. Эти остановки оборудованы повышенными посадочными платформами для удобства посадки в трамвай. Трамвайное депо размещено в Шёнайхе. Здесь не только обслуживают и ремонтируют трамваи, но есть и небольшой музей с ретро-вагонами.


Моторный вагон модели "Reko TZ70" ведет за собой два прицепных вагона на линии 88-го маршрута в Шёнайхе. Трамвайные пути проложены вдоль автомобильной дороги. Фото 1992 года. 

Первыми вагонами, которые работали на этой линии, были немецкие четырехосные вагоны «Lindner», один из которых сохранился в депо Шёнайхе до сих пор. Эти вагоны эксплуатировались на линии до 60-х годов, когда их заменили четырехосные трамвайные вагоны, изготовленные на базе поворотных двухосных тележек старых вагонов и кузовов, изготовленных на заводе в городе Гота. По дизайну кабины и хвостовой части эти вагоны напоминали двухосные вагоны «Gotha» серийно выпускаемые этим заводом.

Поскольку пригородная трамвайная линия не приносила значительных доходов, новых трамваев для Шёнайхе-Рюдерсдорфа не покупали – в 1980-90-х года система получала «бэушные» трамвайные вагоны «Gotha» различных моделей (двухсторонние Т57 с прицепами В57, односторонние Т2-62 с прицепами В2-62), а также вагоны серии «Reko», изготовленные на базе тележек трамвайных вагонов, построенных еще до Второй мировой войны.

Разьезд и трамвайная остановка с посадочными платформами. Такая инфраструктура появилась на линии в Шёнайхе еще в 1980-е годы. Фото 1991 года.

Более современный подвижной состав в системе Шёнайхе-Рюдерсдорфа появился в 1992 – 94 годах. Тогда в Котбусе было куплено 8 трамвайных вагонов «Tatra KT4D» 1979-81 года выпуска. На данный момент большинство этих вагонов уже списано – в отличии от берлинских «собратьев» они не были модернизированы. Их списание началось уже в начале 2000-х годов.

Трамвай «Tatra KT4D» переданый из Котбуса на трамвайной линии маршрута № 88 в Шёнайхе и Рюдерсдорф. 1993 г.

После чешских «гармошек» трамвай Шёнайхе-Рюдерсдорфа пополнился также сочлененными вагонами «Duewag GT6» из Хейдельберга (система Рейн-Неккар). Последний вагон этой модели в 2017 году купили в Бохуме – по всей видимости – на запчасти. Пять вагонов «Duewag GT6» и сегодня находится в эксплуатации, хотя их возраст близится к 50 годам.

Эра трамваев с частично низким уровнем пола в Шёнайхе и Рюдерсдорфе наступила в 2009 году, когда из Котбуса прибыл первый трехсекционный трамвайный вагон «Tatra KTNF6». В общей сложности купили четыре таких трамвайных вагона, один из которых эксплуатировался в венгерском Сегеде.


Шестиосный трамвайный вагон «Duewag GT6», переданный в Шенайхе и Гейдельберга. Такие вагоны до сих пор работают на маршруте № 88. На фото обращаем внимание на контактную сеть и рельсовое полотно трамвайной линии - продольно-троссовая (цепная) подвеска контактного провода позволяет трамваям при хорошем токосъеме развивать высокую скорость. Автор M.N.

В 2018 году трамвайное хозяйство Шёнайхе-Рюдерсдорфа купило в Хельсинки трамвай-прототип «Transtech Artic MLRV01», выпущенный в 2013 году финской компанией, которая сейчас вошла в состав «Škoda Transportation». Еще один трамвайный вагон этой модели прибыл из Хельсинки в начале этого года. В 2020 должен появится и третий вагон этой модели – его компания «Schöneicher-Rüdersdorfer Straßenbahn GmbH» заказала на заводе в Каяани. Он обойдется в 3 миллиона евро.


Трехсекционный частично низкопольный трамвай «Tatra KTNF6» на трамвайной линии в Шёнайхе. Автор фото Даниэль Мошке. 2018 г.

Интервал движения трамваев на маршруте № 88 составляет 20 минут в будни и полчаса в выходные и праздники. Трамвай Шёнайхе и Рюдерсдорфа перевозит около 3000 пассажиров в сутки. Средняя маршрутная скорость трамвая (несмотря на то, что линия однопутная) составляет 28 километров в час и является одной из самых высоких в Германии. Транспортная компания «Schöneicher-Rüdersdorfer Straßenbahn GmbH» финансируется не только за счет взимания платы за проезд, но и субсидируется местными властями.

Трамвайная линия Шёнайхе и Рюдерсдорфа является не только инфраструктурным, но и туристическим объектом, поскольку проходит через живописную местность.


Трамвай «Transtech Artic MLRV01» в Рюдерсдорфе. Автор фото - M.N., 2018 р.

Несмотря на то, что трамвайная система Шёнайхе и Рюдерсдорфа совсем невелика, ее инфраструктура соответствует всем современным стандартам. В частности, используются современные стрелки, а контактная сеть устроена наподобие железнодорожной – она имеет т.н. «продольно-троссовую» или «цепную» подвеску контактного провода. Это и обеспечивает высокую скорость движения трамваев на перегонах.


 

Трамвай Вольтерсдорфа

Местечко Вольтерсдорф находится также неподалеку от Берлина. Его население составляет чуть меньше 8 тысяч человек. Однако это местечко также имеет свою трамвайную линию, которая соединяет его с вокзалом станции Берлин-Рансдорф на околице немецкой столицы. Ее длина – около 5,6 километров. Трамвайная линия – ширококолейная, стандарта 1435 мм., она однопутная с разьездами. Вольтерсдорф считается одним из самых маленьких городов Германии с трамвайным движением.


Трамвай "O&K" работал на трамвайной линии Вольтерсдорфа с 1913 по средину 1970-х годов. На фото - конечная возле вокзала Берлин-Рансдорф. Фото 1972 г. Автор фото - Kurt Rasmussen.

Трамвайный маршрут от вокзала Рансдорф до городка Вольтерсдорф также имеет берлинскую нумерацию и номер 87. Однако он обслуживается местной транспортной компанией «Woltersdorfer Straßenbahn GmbH», как и трамвайная компания Шёнайхе, она также имеет свой сайт. На данный момент имеет на балансе 9 пассажирских трамвайных вагонов – семь моторных и два прицепных. Моторные вагоны – это двухсторонние вагоны «Gotha T57», которые переданы из города Шверина. Кроме них есть четыре служебных и пять музейних трамвайных вагонов. Кроме собственно транспортной роли – доставки жителей Вольтерсдорфа в Берлин и обратно, трамвайный маршрут № 87 имеет еще и туристическое значение, поскольку его линия проходит через берлинский лес Кёпеник.

Транспорт общины Вольтерсдорфа берет свое начало в 1882 году, когда сюда был запущен конный омнибус из Берлина. Первые планы построить трамвайную линию возникли еще в конце ХІХ столетия, однако они не были реализованы. В начале ХХ столетия купец Бруно построил в Вольтерсдорфе виллу Шёблинк, которая стала популярным местом отдыха берлинцев. Поэтому планы строительства трамвая стали снова актуальными. В 1909 году для этого была основана частная компания, однако она вскоре распалась.


Трамваи "Uerdingen KSW" выпущенные в 1944 году на линии Вольтерсдорфа в 1973 году. Они были переданы в город из Магдебурга. Автор фото - Kurt Rasmussen

Окончательно с созданием трамвайной компании и маршрутом его трассы определились в 1911 году. В конце марта 1912 года трамвайный проект был утвержден правительством. Что до трассы маршрута, то часть ее имела весьма значительный уклон (67 промилле, то есть 67 мм. на один метр трассы), поэтому надзорные органы потребовали использования в трамваях рельсовых тормозов, который на тот момент были новинкой. Окончательное решение, касающееся трассы, устройства остановок и других обстоятельств, было принято 29 июля 1912 года. Менее чем через год первый трамвай прошел от станции Рансдорф до Вольтерсдорфа.

В качестве подвижного состава использовались моторные и прицепные трамвайные вагоны «O&K», они эксплуатировались с 1913 года до конца 1960-х годов, а пара таких вагонов уцелела до сих пор – в качестве музейного и служебного.


Трамвайный поезд из вагонов «Gotha T57» и «Gotha В57» на улицах Вольтерсдорфа. 1983 г. 

С момента открытия трамвайная линия переживала рост и спад пассажиропотока, что было связано с экономическим положением в Германии. В 1929 году берлинская транспортная компания «BVG» построила трамвайную линию до станции Рансдорф, однако трамвайная сеть Вольтерсдорфа так и не объединилась с берлинской. Движение на трамвайной линии приостановилось только в самом конце Второй мировой войны.

Работа трамвайной линии Вольтерсдорфа возобновилась в июле 1945 года, хотя трамвайное депо было повреждено во время боевых действий. Во времена ГДР, транспортная компания Вольтерсдорфа была юридически объединена с трамвайным хозяйством Шёнайхе (в 1963 году). Как и другие небольшие трамвайные системы, трамвай Вольтерсдорфа обновлялся за счет подержанных трамвайных вагонов из других городов.


Трамвайное депо Вольтерсдорфа. 1990 г.

Трамвайные вагоны «Gotha T57», которые вместе с безмоторными трамвайными вагонами «Gotha B57» до сих пор обслуживают трамвайную линию Вольтерсдорфа, начали поступать в 1978 году. Их передали из Шверина. в 1986-7 и 2008 году Вольтерсдорф получал такие вагоны из Дрездена, Дессау и того же Шверина.

В 1990 году, после объединения Западной и Восточной Германии, трамвайная линия Вольтерсдорфа снова стала управляться отдельной компанией. В 1991 году трамвайный маршрут от станции Рансдорф до Вольтерсдорфа получил общеберлинскую нумерацию - № 87. Местная транспортная компания получила государственные субсидии, что позволило провести работы по ремонту и реконструкции трамвайной линии.


Трамвай на улице Вольтерсдорфа. Наши дни.

На данный момент трамвайная линия Вольтерсдорфа однопутная без разворотных колец. На линии устроено 5 разьездов, которые обеспечивают движение трамваев с минимальным интервалом в 10 минут. Трамвайное депо находится в Вольтерсдорфе с 1913 года. Несмотря на небольшие размеры системы, оно имеет ремонтно-осмотровые боксы на 4 трамвайных вагона. При депо также существует музей, где находятся ходовые ретро-трамваи. Депо самостоятельно может проводить ремонт трамваев – только часть электротехнических работ передается «на сторону».

Сейчас трамвайная линия Вольтерсдорфа ежегодно обслуживает около 600 – 650 тысяч пассажиров в год. Стоимость проезда составляет 1,3 евро, последний раз тариф поднимали на 10 евроцентов в 2015 году.

Перевод на русский язык - Антон Лягушкин.

comments powered by HyperComments