Железнодорожная нумерология или о чем говорит номер пассажирского поезда

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский, Александр Вельможко (фото)  |  Понедельник , 8 июля 2019, 17:15
Номера поездам присваиваются не просто так – номер поезда содержит определенную информацию.
Железнодорожная нумерология или о чем говорит номер пассажирского поезда

В Украине до сих пор действует не европейский, а российский принцип нумерации поездов. Принципы действующее нумерации введены с 20 ноября 2013 года на всей территории стран СНГ и Балтии, в том числе и в Украине. Это решение принял Центральный совет по железнодорожному транспорту в странах СНГ и Балтии.

Новая нумерация была введена из-за организации движения скоростного и высокоскоростного движения в отдельных странах и, соответствено, нехватки номеров для отдельных категорий поездов. В странах СНГ, в том числе в Украине, был проведен ряд мероприятий по повышению скорости движения пассажирских поездов, в связи с чем часть поездов была переведена из категории пассажирских в категорию скорых.

Номера пассажирских поездов дальнего следования, местного сообщения, а также поездов для одновременной перевозки грузов и пассажиров, электро- и дизель-поездов повышенного комфорта имеют в своем составе три цифры – от 1 до 999. Различные типы пригородных поездов нумеруются четырехзначными цифрами – от 6000 до 7628. Товарные и различные другие типы поездов имеют трехзначную нумерацию от 1000 до 5999.


 

Как обозначают скорые пассажирские поезда

Итак, номера от 01 до 150 устанавливаются до скорых круглогодичных поездов дальнего следования локомотивной тяги, среди которых большинство - ночные. Само понятие «дальнего следования» в Украине относительно условно, тогда как в Российской Федерации, например, поездом дальнего следования считается поезд, расстояние между конечными станциями которого не менее 700 километров.

Как правило, поезда с номерами в диапазоне от 01 до 150 это т.н. поезда «прямого» сообщения, т.е. они следуют по территории двух и более железных дорог (региональных филиалов «Укрзализныци»). В Украине из этого правила есть исключения, к примеру, поезд № 145 Львов – Ужгород по номеру является поездом дальнего следования, хотя не покидает пределы Львовской железной дороги, т.е. должен был бы быть отнесен к категории «местных поездов».

Нумерацию в этом диапазоне имеет большинство т.н. «фирменных» поездов, которые отличаются наличием собственного названия, как, например № 105/106 Киев – Одесса «Черноморец», № 91/92 Киев – Львов «Львов» и др. Теоретически, фирменные поезда должны формироваться из вагонов новой постройки, вагонов со сроком службы до 10 лет, а также из вагонов, прошедших капитальный и капитально-восстановительный ремонт. Однако, на деле это требование часто не выполняется, поэтому чаще всего «фирменность» определяется отличием в составе плацкартных вагонов.

Скорые круглогодичные поезда, как правило, обозначаются парой из четного и нечетного числа. Нечетный номер имеет поезд, который движется с востока на запад или с севера на юг, а четный – с запада на восток и с юга на Север. В случае популярного поезда сообщением Киев – Одесса – Киев  «Черноморец» № 105 ему присваивается при следовании из Киева в Одессу, а № 106 – из Одессы в Киев. Примером поезда, идущего в «широтном» направлении может быть известный фирменный поезд № 91/92 «Львов». Под номером 91 он следует из Киева во Львов, а в обратном направлении – под номером 92.

Заметим, что «Укрзализныця» назначила такое количество скорых поездов дальнего следования, что их номера иногда совпадают. К примеру, № 92 кроме поезда Львов – Киев имеет также поезд, курсирующий из Одессы в Константиновку Донецкой области (причем в обоих направлениях он имеет один номер – 92). Номер 92 присвоен также двум беспересадочным вагонам – Полтава – Москва и Полтава – Новоалексеевка.

Аналогично и с поездом № 145/146. Этот номер имеет поезд Киев – Измаил, а также прицепные вагоны Киев – Березино, курсирующие в составе этого поезда. Как мы уже упоминали ранее, под этим номером также курсирует фактически региональный поезд № 145 Львов – Ужгород.

Из этого маленький вывод – пассажиру нужно помнить не только номер поезда, но и конечные станции его следования, т.к. под одним номером может курсировать несколько поездов.

Заметим, что некоторые поезда «Укрзализныця» отнесла по нумерации к категории «скорых» весьма условно. Для примера, поезд № 148, курсирующий из Киева в Одессу через Черкассы по нумерации является скорым. Однако этот поезд в пути находится чуть больше 13 с половиной часов, преодолевая расстояние в 674 километра. Его средняя маршрутная скорость 49,93 километра в час, а на стоянку на остановках этот поезд тратит почти два часа. Другой скорый поезд на Одессу (через Жмеринку) преодолевает расстояние в 665 километров за 8,72 часа, т.е. его маршрутная скорость – 76,26 километров в час.

Также к категории скорых пассажирских отнесено большинство международных поездов «Укрзализныци», к примеру № 31/32 Киев – Рига «Четыре столицы», №35/36 Перемышль - Одесса, № 67/68 Киев – Варшава, № 73/74 Львов – Москва и др.

Что до типов вагонов, из которых формируются скорые пассажирские поезда, то это вагоны "люкс" (СВ), купейные и плацкартные. Причем последние есть далеко не во всех скорых пассажирских поездах, для примера, плацкартных вагонов нет в большинстве поездов «ночной экспресс».


 

Сезонные поезда и поезда разового обращения

Если скорый поезд сезонного назначения или разово назначается к различным праздникам, ему присваивают номер от 151 до 298.

К примеру, к этой категории относятся скорые поезда № 168 и 170, которые курсируют в летнее время между Львовом и Одессой, поезд № 290, который курсирует из Черновцов в Одессу (через Львов).

Цифру «2» добавили к обозначениям двухзначных фирменных поездов, маршруты которых были продлены на время летнего сезона.

Номера  пассажирским сезонным поездам, а также пассажирским поездам разового назначения или детским назначаются в диапазоне от 451 до 598. В расписании 2018-9 годов такие поезда формирования «Укрзализныци» не предусмотрены, есть, правда, один поезд формирования Белорусских железных дорог – 451/1004 Минск – Варна. В его составе есть прицепные вагоны сообщением Киев – Варна, которые из Киева курсируют в составе скорого поезда № 49/50 Киев – Трускавец и прицепляются к белорусскому составу, который следует через Сарны, Ровно, Львов и Черновцы во Львове.


 

Пассажирские круглогодичные поезда

Пассажирским круглогодичным поездам в Украине отведены номера от 301 до 450. Правда, в отличии от категории «скорых», большинство номеров для этой категории не задействована.

В категории просто пассажирских поездов встречаются даже фирменные – к примеру, номер 357/358 имеет фирменный поезд «Гуцульщина», который следует по маршруту Киев – Тернополь – Рахов (в народе «киевский раховоз»). В пути этот поезд девятнадцать с четвертью часов, он преодолевает расстояние в 839 километров. Причем большая часть времени приходиться на преодоление расстояния между Тернополем и Раховом.

 Также к категории обычных пассажирских поездов дальнего следования относится поезд № 375 сообщением Харьков – Херсон. Это действительно очень неспешный поезд – в дороге он находится почти 18 часов, преодолевая при этом расстояние в 766 километров…

В составе пассажирских поездов имеются вагоны "люкс" (СВ), купейные и плацкартные.

К категории пассажирских относятся и некоторые международные поезда, например, № 369/370 Баку – Киев с беспересадочными вагонами до Днепра, а также поезд № 341 Кишинев – Москва формирования молдавских железных дорог.


 

Поезда местного сообщения

Вымирающую категорию поездов – местные поезда можно узнать по номерам от 601 до 698. При советской власти к местным относили поезда, обращающиеся на территории одной, а максимум двух железных дорог. Поэтому к категории местных были отнесены некоторые поезда дальнего следования, к примеру № 659/660 Киев – Ковель – Львов.

Если еще в конце 2000-х годов местных поездов «Укрзализныци» было достаточного много, то на данный момент их наличием может «похвастаться» только Львовская железная дорога – местными тут считают поезда Львов – Солотвино, Львов – Рахов и Ковель – Черновцы. На одесской железной дороги № 688 носит прицепной вагон Березино-Киев, который курсирует в составе поезда Киев – Измаил. Последний местный поезд Одесской железной дороги ходил до декабря 2017 года между Одессой и Измаилом.

Поезда местного сообщения формируются из купейных, плацкартных и общих вагонов. Причем, как правило, в роли общих выступают плацкартные вагоны, где на нижних полках сидят по трое пассажиров.

Местным поездам «Укрзализныци» «Пассажирский транспорт» недавно посвятил большой материал.


 

Скоростные и высокоскоростные поезда

Для скоростных и высокоскоростных поездов выделен диапазон номеров от 701 до 798: скоростные поезда имеют номера от 701 до 750, а высокосткоростные – от 751 до 798.

В реальности высокоскоростных поездов в Украине нет, поэтому в 700-ю серию входят весьма разношерстные поезда, в том числе скоростные обслуживаемые «Украинской железнодорожной скоростной компанией» («Интерсити +» и «Интерсити»), «Столичные экспрессы», «Региональные экспрессы», «Подольский экспресс», поезда «Интерсити» локомотивной тяги и др.

В 700-ю группу в основном входят «дневные» поезда, хотя есть и исключения – «Столичный экспресс» № 776 Киев – Харьков (через Сумы), является ночным поездом.

В основном поезда 700-й серии курсируют из столицы Украины Киева, однако есть и исключения, например региональный поезд № 701/702 Львов-Черновцы, который обслуживает единственный украинский дизель-поезд ДПКр-2 «Обрий» Крюковского вагоностроительного завода, а также поезд «Интерсити» № 729/730 Харьков – Геническ.


 

Электрички и дизель-поезда повышенного комфорта

По своей сути, поезда с номерами от 801 до 898 – это ускоренные пригородные и региональные поезда. В основном поезда 800-й серии концентрируются на Юго-Западной железной дороге. Есть они и на Львовской железной дороге – такого рода поезда обслуживают маршруты Львов – Ровно и Львов – Ужгород. На Одесской железной дороге электричек повышенного комфорта нет.
 

К электричкам и дизелям повышенного комфорта относятся и рельсовые автобусы, курсирующие по маршруту Киев – аэропорт «Борисполь» («KYIV BORYSPIL EXPRESS»).


 

«Людские» и грузопассажирские поезда

Номера от 901 до 998 имеют весьма различные поезда. Номера от 901 до 920 носят поезда служебного (специального) назначения. С № 921 до 940 идет нумерация туристических (коммерческих) поездов.

Весьма специфической категорией поездов являются «людские», т.е. такие грузовые поезда, в состав которых входит 10 и более вагонов, занятых людьми. Для них зарезервированы № от 941 до 960. В Украине такого рода поезда не курсируют.


Грузопассажирский поезд на станции Глубокая-Буковинская Львовской железной дороги. Автор фото - Олег Гудзеляк.

Грузопассажирские поезда имеют номера от 961 до 970. В украинских реалиях это пригородные пассажирские поезда локомотивной тяги, в состав которых включаются товарные вагоны. Практически все такие поезда курсируют на Львовской железной дороге. Больше всего их на Буковине. Это связано с тем, что большинство веток Черновицкой области – малодеятельные, кроме того депо Черновцов не располагает мотор-вагонным подвижным составом. Есть грузопассажирские поезда во Львовской, Волынской и Ровенской областях (сообщение Самбор – Хиров – Нижанковичи, Самбор – Хиров – Старжава, Рава-Русская – Сокаль, Львов – Рава-Русская, Ковель – Сарны, Ковель – Ягодин).

Также в 900-ю серию поездов входят почтово-багажные поезда, которые имеют нумерацию от 971 до 998.


 

Пригородные поезда и их нумерация

«Классические» пригородные поезда, т.е. поезда мотор-вагонной тяги: электропоезда и дизель-поезда по определению должны обслуживать маршруты, длина которых между конечными станциями не более 120 километров. Такие поезда получают нумерацию от 6001 до 6998. В Украине пригородную (6000-ю) нумерацию имеют также все поезда узкоколейных железных дорог, работающие на локомотивной тяге.

В украинской практике есть пригородные поезда, которые курсируют на расстояние 200 и более километров. Тарификация проезда в них идет по пригородному тарифу, который разный для каждой железной дороги (регионального филиала «Укрзализныци»).

Хотя большинство пригородных поездов «Укрзализныци» таки мотор-вагонной тяги, часть таки сформированы из старых пассажирских вагонов. На Одесской железной дороги пригородные пассажирские поезда из нескольких пассажирских вагонов, ведомых часто маневровым локомотивом называют «бомбеями». Встречаются также дизель-поезда постоянного формирования с локомотивной тягой (ДПЛ-1, ДПЛ-2), выпущенные заводом «Лугансктепловоз», а также мотор-вагонные составы, переоборудованные в дизеля локомотивной тяги силами депо (в качестве локомотива, как правило, секция локомотива 2М62).

Для скоростных пригородных поездов предусмотрены номера от 7001 до 7198, для скорых пригородных и городских поездов – №№ 7201 – 7598. Пригородные поезда специального (служебного) назначения имеют номера  от 7601 до 7628.

К 7000-й серии в Украине относятся поезда, которые курсируют как киевская городская электричка по маршруту Дарница – Почайна – Киев-Волынский – Дарница. Поезда которые идут в таком направлении имеют номера 73ХХ, а в направлении Дарница – Киев-Волынский – Почайна – Дарница – 74ХХ.


 

Европейская нумерация

Ряд украинских поездов, которые курсируют в направлении городов стран Европейского Союза имеют двойную нумерацию – украинскую и европейскую. Для примера, поезд Одесса – Перемышль (Польша) имеет украинскую нумерацию 36, а в обратном направлении из Польши он обозначается как 33025, согласно с принятой в Польше нумерацией. Согласно с европейской нумерацией нумеруется и ряд трансграничных поездов, которые курсируют в направлении Венгрии и Словакии от пограничных станций Закарпатья.

 

comments powered by HyperComments