В каких регионах Украины самый дешевый и самый дорогой проезд в пригородных электричках и дизель-поездах

Антон Лягушкин, Александр Вельможко (фото)  |  Вторник , 3 сентября 2019, 11:35
«Пассажирский транспорт» анализирует цены на проезд в поездах пригородного сообщения в разных областях Украины
В каких регионах Украины самый дешевый и самый дорогой проезд в пригородных электричках и дизель-поездах

Долгое время сначала в СССР, а потом и в независимой Украине стоимость проезда в пригородных поездах устанавливалась на уровне Министерства путей сообщения СССР, а потом – Министерства транспорта Украины. Стоимость проезда зависела исключительно от расстояния – маршруты следования пригородных поездов разбивались на тарифные зоны – в тогдашних билетах на электрички и дизель-поезда указывались только тарифные зоны, а не названия станций отправления и прибытия.

Ситуация изменилась в 2012 году – тогда Верховная Рада Украины приняла ряд изменений к Закону Украины «Про железнодорожный транспорт», в частности, к статье 9, которая определяет установку тарифов на перевозки пассажиров и багажа. Согласно с обновленным Законом, тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа (за исключением пригородного пассажирского сообщения) устанавливаются на основании бюджетной, ценовой и тарифной политики в порядке, который определяет Кабинет Министров. Тарифы же на перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении должны устанавливаться «Укрзализныцей» по согласованию с местными органами исполнительной власти. Именно поэтому на данный момент как тарифы на проезд, так и размеры тарифных зон устанавливаются региональными филиалами «Укрзализныци» и могут различаться не только в границах разных железных дорог, но и в границах областей на территории одной железной дороги.


Расстояния, которые преодолевают пригородные поезда, и тарифные зоны

Начнем с того, что в Законе Украины «Про железнодорожный транспорт» нет четкого определения, что такое «пригородное пассажирское железнодорожное сообщение». В реальности пригородными поездами в Украине в основном считают маршруты, который проходят в границах одной железной дороги или выходят за ее границы до первой более-менее крупной станции соседней дороги и обслуживаются мотор-вагонным подвижным составом (электро- или дизель-поездами). Также к пригородным причислены и т.н. «грузопассажирские» поезда, которые курсируют на малодеятельных ветках. Таким образом, пригородные поезда можно опознать по номеру – их номер четырехзначный и начинается с цифры 6. Номера грузо-пассажирских поездов трехзначные и начинается с цифры 9.

Максимальное расстояние, преодолеваемое пригородными поездами, разное на каждой железной дороге. Согласно с данными о тарифах в пригородном сообщении, которые размещены на сайте «Укрзализныци», самое короткое максимальное расстояние для пригородного сообщения (до 200 километров) установлено на Приднепровской железной дороге (она охватывает территории Днепропетровской, Запорожской, а также частично Донецкой, Харьковской, Кировоградской, Николаевской и Херсонской областей, а также аннексированный Крым).

На Львовской железной дороге (охватывает Волынскую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую, Львовскую, Ровенскую, Тернопольскую и Черновицкую области) максимальная длина маршрутов пригородных поездов – 230 километров.

На Юго-Западной железной дороге (она охватывает Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Сумскую, Хмельницкую, Черниговскую области, частично – Ровенскую и Черкасскую) максимальная длина маршрутов пригородных поездов – 260 километров.

На Донецкой железной дороге максимальная длина маршрутов пригородных поездов – 300 километров, на Одесской – 320 километров.

Самые длинные пригородные маршруты – на Южной железной дороге (центр – Харьков) – 350 километров.

Заметим, что часть пригородных маршрутов «Укрзализныци» являются более длинными, чем маршруты некоторых поездов дальнего следования. К примеру, электричка Одеса – Вапнярка преодолевает расстояние в 305 километров, Одесса – Помошная – 273 километра. В тоже самое время поезд дальнего следования (региональный экспресс) № 701/702 Львов – Черновцы преодолевает расстояние в 267 километров, а скорый № 145/146 Львов – Мукачево – Ужгород – 288 километров.

Самый короткий размер первой тарифной зоны – у Южной железной дороги – тут составляет о 0 до 5 километров. У Донецкой, Львовской,  Одесской и Приднепровской железных дорог размер первой тарифной зоны составляет от 0 до 10 км. Самая длинная первая тарифная зона – на Юго-Западной железной дороге – от 0 до 30 километров.

На Приднепровской железной дороге все тарифные зоны имеют одинаковый размер в 10 километров: 0 – 10 км.; 11 – 20 км.; 21 – 30 км.; и т.д. до 191 – 200 километров. Аналогичная картина на Львовской железной дороге, однако тут добавляются еще тарифные зоны 201 – 210 км., 211 – 220 км., 221 – 230 км. На Одесской железной дороге тарифные зоны до 200 километров также 10-километровые, а вот еще четыре – по 30 километров: 201 – 230 км., 231 – 260 км., 261 – 290 км. и 290 – 320 км. Донецкая железная дорога также имеет до 200 км. 10-километровые тарифные зоны, а после 200 км. – две зоны по 50 км. У Южной железной дороги две первые зоны по 5 км. (0 – 5 км., 6 – 10 км.), затем до 200 км. идут 10-километровые, а после 200 км. – 50-километровые.

У Приднепровской железной дороги первая тарифная зона охватывает станции в радиусе 30 километров, затем идут 20-километровые тарифные зоны (до 190 км.), затем одна 70-километровая (от 191 до 260 километров).

Какими именно соображениями руководствовались в региональных филиалах «Укрзализныци» при формировании размеров тарифных зон – неизвестно.


Тарифы на проезд в пригородных поездах

Как мы уже писали выше, тарифы на пригородные перевозки в Украине устанавливаются «Укрзализныцей» (вернее – ее региональными филиалами) и согласовываются местными властями. Несмотря на значительную разницу на территории различных филиалов «Укрзализныци» и даже в разных областях в границах одной и той же железной дороги, эти тарифы очень далеки от реальной себестоимости проезда в пригородных поездах. В реальности региональный филиал «Укрзализныци» устанавливает такие тарифы, которые может согласовать у местных властей региона.

Поэтому на данный момент самые низкие тарифы на проезд в пригородных поездах Украины – в Харьковской области (Южная железная дорога). Проезд на расстояние до 5 километров тут стоит всего 3,50 грн., на расстояние до 10 км. – 4,47 грн., до 200 км. – 15,70 грн., а до 350 грн. – 18 грн. 45 коп. То, что в Харьковской области действуют такие низкие тарифы, означает только одно – областные власти не согласовали РФ «Южная железная дорога» более высокие тарифы. В границах той же Южной железной дороги, в Полтавской и Сумской областях, тарифы на пригородное сообщение выше.

На втором месте по размеру тарифов в пригородном сообщении у территорий Черниговской, Черкасской и Ровенской областей, которые охватывает Юго-Западная железная дорога. Тут проезд на расстояние до 30 км. обойдется в 9,99 грн., на расстояние от 171 до 260 км. тут можно уехать за 25 гривен.

На третьем месте – Киевская область (Юго-Западная железная дорога), где тарифы в пригородном сообщении выросли с 1 сентября 2019 года – тут тариф на проезд на расстояние до 30 км. стоит 11 гривен, поездка длиной до 190 км. обойдется в 29 грн., а до 260 км. – 34 грн.

На четвертом месте – территории Сумской и Полтавской областей, которые обслуживаются Южной железной дорогой. Хотя тут поездка на расстояние в 10 километров обойдется в 10 грн. 50 коп., а на расстояние до 30 км. – 13 гривен, билет на электричку или дизель-поезд, который преодолевает расстояние в до 200 км. обойдется в 36 гривен, а до 300 км. – 40 гривен.

Пятое место по тарифам занимает территория Винницкой, Житомирской, Сумской и Хмельницкой областей, которая обслуживается Юго-Западной железной дорогой – за проезд на расстояние до 30 км. тут нужно выложить 13 грн., на расстояние от 171 до 190 км. – 34 грн., а от 191 до 260 км. – 37 гривен.

Минимальный тариф на проезд пригородными поездами на расстояние до 10 км. у Донецкой, Львовской, Одесской и Приднепровской областей равный – 11 гривен.

Шестое и седьмое место по размеру тарифов делят между собой Донецкая и Одесская железные дороги. При этом у Донецкой железной дороги пригородные тарифы на проезд до 150 км. ниже чем у Одесской – за путешествие на расстояние до 150 км. на Донецкой железной дороге нужно заплатить 30 грн., а на Одесской железной дороге – 33 грн. После расстояния в 150 км. более низкие тарифы на Одесской железной дороге – поездка на расстояние в 200 км. тут обойдется в 46 грн., а на Донецкой – в 50 грн. Поездка на расстояние до 290 км. на Одесской магистрали обойдется пассажиру в 48 гривен, а до 320 км. – в 50 грн. На Донецкой железной дороге стоимость билета на расстояние от 200 до 300 км. – 60 грн.

Восьмое место по размеру тарифов на проезд в пригородном сообщении – у Приднепровской железной дороги (Запорожская и Днепропетровская области). Минимальный тариф здесь (0 – 10 км.) – 11 грн., максимальный – для поездок на расстояние от 191 до 200 км. – 72 грн.

Самые высокие тарифы на проезд в поездах пригородного сообщения – на Львовской железной дороге – минимальный тариф (0 – 10 км.) тут также 11 грн., однако за проезд на расстояние от 191 до 200 км. тут нужно заплатить на 2 грн. больше, чем на Приднепровской железной дороге – 74 грн. Проезд на максимальное для магистрали расстояние в 230 км. обойдется в 84 грн. Для сравнения на Одесской железной дороге такая поездка обойдется в 46 гривен.


Электро- и дизель-поезда повышенного комфорта

Относительно невысокие тарифы на проезд в пригородных электричках Юго-Западная железная дорога компенсирует наличием т.н. «электро- и дизель-поездов повышенного комфорта». Такие поезда повышенного комфорта имеют трехзначные номера, начинающиеся с цифры 8. В этих поездах не действует право бесплатного проезда для большинства льготников, они практически не останавливаются на остановочных пунктах, а на более-менее крупных станциях, поэтому и движутся быстрее обычных электричек. В роли «электропоездов повышенного комфорта» выступают те же составы моделей ЭР2, ЭР9, ЭПЛ2, ЭПЛ9, которые отличаются лишь более высоким качеством проведенного ремонта и наличием проводников в вагонах. Билеты на эти электропоезда приобретаются через кассы дальнего следования или онлайн. На Юго-Западной железной дороге электропоезда и дизель-поезда повышенного комфорта курсируют между Киевом и Ровно (№885, 391 км.); Киевом и аэропортом «Борисполь»; Киевом и Жмеринкой (№867/868, 268 км.); Киевом и Шепетовкой (№ 861/862, 306 км.); Ровно и Шепетовкой (№886, 85 км.); Винницей и Хмельницким (№ 805/806, 807/808, 191 км.); Киевом-Волынским, Черниговом и Славутичем (№ 880/882, в обратном направлении – до Фастова), Борщаговкой, Черниговом и Недачичами (№ 864/866, 262 км.) и другие.

Стоимость билетов в электро- и дизель-поездах повышенного комфорта выше, чем в обычных пригородных. Так, билет из Киева в Жмеринку обойдется в 72,27 грн., в то время как по пригородному тарифу он стоил бы чуть больше 34 грн. Билет от Киева-Волынского до Чернигова (216 км.) – 67,86 грн., по пригородному тарифу он бы стоил 34 грн.

Кроме Юго-Западной железной дороги такие электропоезда повышенного комфорта имеются и на Львовской железной дороге. Они курсируют по маршруту Львов – Мукачево – Ужгород (№829) и Львов – Здолбунов – Ровно (№ 804 и 806).

С ценами на проезд в этих поездах, правда, совсем иная история чем на Юго-Западной железной дороге Билет от Львова до Мукачево (225 км.) на поезд № 829 в 3-ем классе стоит 64,33 грн., во втором классе – 71,74 грн. За проезд же по этому маршруту в обычной электричке нужно будет заплатить 84 грн. Что касается сообщения Львов – Ровно (207 км.), то билет во втором классе обойдется в 88,21 грн., в то время как по пригородному тарифу – 77 грн.

На Приднепровской железной дороге электропоезд повышенного комфорта курсирует между Днепром и Покровском (№ 825/826), а также между Запорожьем и Харьковом (№ 821/822).

На Одесской железной дороге электро- и дизель-поездов повышенного комфорта сейчас нет.

comments powered by HyperComments