Одесситам показали новый трамвай "Одиссей" и музей электротранспорта (ФОТО)

Суббота , 22 сентября 2018, 15:59
22 сентября одесский музей электротранспорта на Алексеевской площади открыл свои ворота для всех желающих. Также одесситам показали новый трамвай в чисто одесском дизайне "Одиссей",
Одесситам показали новый трамвай "Одиссей" и музей электротранспорта (ФОТО)

Сегодня, накануне очередного юбилея запуска в Одессе электрического трамвая в 1910 году, обновленный музей электротранспорта распахнул свои ворота для всех желающих. С этого дня он открыт для посещения каждые выходные - на Алексеевской площади, в одном из боксов бывшего трамвайного депо, ныне вагоноремонтных мастерских.

Необычный режим работы музея связан с тем, что он находится на производственной территории, где ведутся работы и постоянно проходят маневры служебных трамваев - что может быть опасно. Именно поэтому было принято решение о работе музея лишь по выходным дням.

В первый день работы в общем режиме на экскурсию собралось более сотни одесситов. Среди них - как те, кто давно интересуется электротранспортом Одессы и историей нашего города, журналисты и просто любители интересного. Многие пришли с детьми.

Как рассказал заведующий музеем Максим Коновалов, совсем недавно музей переехал из тесной комнаты на улице Водопроводной. А на новом месте, в капитально отремонтированном боксе бывшего депо, есть место не только для обычных экспонатов - фото, документов, различных исторических трамвайных артефактов разных эпох, но и для натурных образцов. В самом деле, в бокс заходит две нитки рельсов, что позволяет комфортно разместить под крышей с десяток ретро-трамваев и не только. 

В общем, музей сейчас может похвастаться пятью натурными экспонатами - и четыре из них действующие.

Это два ретро-трамвая: открытый вагон, переделанный еще в 80-х из трамвая "МТВ-82" по мотивам открытых бельгийских "Пульманов", это отреставрированный в 2013 и 2018 гг. единственный ходовой экземпляр трамвая модели "КТМ-1" 1952 года выпуска - правда двухкабинный "тянитолкай" с времен его многолетней работы в качестве служебного буксира. 

Это снегоочиститель модели "ГС-4" 1963 года выпуска, прошедший капитальный ремонт и способный, в случае необходимости, отправиться на расчистку снежных заносов.

Из "неходовых" трамваев есть рама старого двухосного трамвая с очень интересной историей. До списания в 2011 году он был служебной грузовой платформой с краном и носил бортовой номер "305" и, как тогда полагали, был бывшим московским трамваем модели "Ф" ("фонарный") 1908 года выпуска, переданным в Одессу в конце 1940-х. Однако, после разборки вконец проржавевших "новодельных" конструкций оказалось, что рама имеет в себе элементы более поздних советских трамваев модели "Х" 1930-х гг. выпуска. Как ни крути, а экземпляр весьма интересный и в будущем его ожидает реставрация до реплики старинного двухосного трамвая начала ХХ века. 

Тут же стоит служебный поливомоечный троллейбус марки "КТГ", который еще недавно работал на улицах Одессы - но в виде служебной машины технической помощи и буксира. 

В будущем музей ожидает пополнения. Буквально до конца 2018 года ряды экспонатов пополнит уникальный поливомоечный трамвай, перестроенный из вагона модели "МТВ-82" - его сейчас ремонтируют до технически исправного состояния музейного экспоната. На очереди - реставрация еще нескольких экзотических трамваев - грузовой платформы на базе того же "МТВ-82", хоппера для засыпки путей щебнем, перестроенного из советского массового трамвая "КТМ-5". Также не исключено, что из нескольких сохранившихся грузовых трамваев модели "МТВ-82" соберут реплику оригинального пассажирского вагона. Кроме того, в перспективах - отправка в музей одного из самых старых трамваев "Татра-Т3" с двумя дверьми и советского троллейбуса "ЗиУ-682".

Кроме того, все желающие смогли увидеть новенький частично низкопольный трамвай "Одиссей", презентованный в начале сентября и сейчас проходящий ходовые испытания.

Этот вагон отличается разработанным по заказу КП "Одесгорэлектротранс" оригинальным и запоминающимся дизайном. Но в его основе лежит типовой корпус по мотивам "Татры" - удлиненный и с низкопольной вставкой в средней части. Использованы ходовые тележки по типу "Татры-Т3", электронная система управления - чешская транзисторно-импульсная "Cegelec TV-Progress", такая же как в предыдущих 16 новых трамваях "Т3 КВП Од" и в более чем сотне модернизированных вагонов "Татра". 

Сейчас в стадии сборки - еще пять таких же вагонов. Итоговая стоимость каждого такого вагона - 6,6 миллиона гривен, что почти втрое дешевле, чем аналогичные по компоновке, габаритам, вместимости и техническим решениям новые трамваи других украинских производителей. 

comments powered by HyperComments