Городской транспорт в Одессе дорожает: сравниваем с Львовом, Варшавой и Батуми (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Суббота , 18 сентября 2021, 16:00
Рассказываю, по каким причинам дорожает общественный транспорт в Одессе и вместе с коллегами анализируем, как отличаются друг от друга системы городского транспорта Одессы, Львова, Варшавы и Батуми.
Городской транспорт в Одессе дорожает: сравниваем с Львовом, Варшавой и Батуми (ВИДЕО)

Намедни на одесском телеканале "Первый Городской" поучаствовал в интересной программе, в которой вместе с коллегами и экспертами анализировали ситуацию с повышением стоимости проезда и внедрением электронного билета в общественном транспорте Одессы, а также сравнили одесский транспорт с транспортом некоторых других городов. 

Полностью - смотрите в видеосюжете.

Кратко резюмируя, повышение стоимости проезда в Одессе, как и в других городах Украины, обусловлено ростом тарифов на электроэнергию - до 4,28 гривны за киловатт/час для электротранспорта, небольшим ростом цен на топливо, а также ростом других коммунальных тарифов. У водителей и другого технического персонала перевозчиков растут зарплаты, дорожают запчасти и новая техника - автобусы, трамваи и троллейбусы. В условиях, когда пассажирские перевозки в городах лишь частично дотируются из местных бюджетов, а частные перевозчики работают на свой страх и риск - то рост тарифов на проезд неизбежен. С другой стороны, если пассажиры должны получать качественную услугу перевозок - то ее надо оплачивать. Пока что в частных маршрутках мы целиком и полностью платим из своего кармана, а в городском электротранспорте - значительная часть расходов покрывается из городских бюджетов, то есть - из кармана всех налогоплательщиков.

Решить основные проблемы может система электронного билета. Она позволит легализовать и вывести из тени все финансовые потоки, которые проходят через городской транспорт. Она позволит проанализировать мобильность пассажиров и логистику, на основе которой можно сформировать обновленную оптимальную маршрутную сеть. В Одессе процесс внедрения электронного билета серьезно тормозится. 

В грузинском Батуми сходная ситуация - перевозчики не получают компенсаций от государства или муниципалитетов. Но за счет меньших зарплат, более дешевого топлива и возможности дешево покупать подержанные автобусы по причине небольшого размера импортных пошлин, а также малой длины маршрутов, стоимость проезда там ниже, чем в Одессе. При этом город имеет полномочия регулировать работу частных перевозчиков, которые работают на определенных условиях комфорта и других параметров автобусов. Также закупаются современные электробусы и автобусы для муниципального перевозчика. Оплата проезда в основном - безналичная, по транспортным картам.

В польской столице Варшаве система общественного транспорта работает практически идеально для пассажиров. Стоимость проезда - 3,4 злотых при себестоимости около 10 злотых. Но разницу перевозчикам, как муниципальному, так и частным компенсируют из муниципального бюджета. Работает система электронного билета. Все "завязано" на оплату по системе транспортной работы - когда перевозчики получают средства за предоставленную услугу перевозок. А стоимость проезда не повышалась более семи лет. В то же время в ряде польских городов в 2021 году стоимость проезда немного повысили - так как там резко упали пассажиропотоки из-за карантина, а транспорт должен продолжать работу. От засилия частных маршруток в Польше избавились после вступления в Евросоюз - и с тех пор общественный транспорт там работает по европейским стандартам. Хотя во многих городах остаются старые трамваи, но при этом активно закупаются новые, а обновление парков автобусов идет на высшем уровне.

Во Львове местный руководитель городского департамента транспорта Орест Олеськив рассказал о внедрении системы электронного билета, которая ожидается в 2022 году и о приоритете развития электротранспорта в городе. Однако, на вопрос, как связывается приоритет развития электротранспорта с реальной статистикой закупок (19 трамваев и 60 троллейбусов, в том числе закупленные, но еще не готовые вагоны - и более 250 автобусов за последние 5 лет), чиновник ответил, что купить автобусы - важнее и дешевле. Также отметим. что стоимость внедрения электронного билета во Львове по кредиту ЕБРР сравнима со стоимостью закупки примерно 50 троллейбусов. Вместе с тем, несмотря на указанные проблемы и нюансы, стратегический курс развития городского транспорта во Львове направлен на постепенный переход на современные стандарты работы.

comments powered by HyperComments