Украинский Ан-24 празднует 60-летний юбилей
Годом рождения двухдвигательного пассажирского самолета Ан-24 можно считать 1958 год, когда конструкторское бюро под руководством О.К. Антонова закончило проектные работы по созданию нового воздушного судна, а местный авиазавод приступил к постройке самолета-прототипа. Техническое задание на постройку нового пассажирского самолета было утверждено в декабре 1957 года. Согласно этому заданию, которое получило КБ О. Антонова, самолет должен был быть рассчитан на перевозку эквивалентной нагрузки в 4000 кг. на расстояние до 400 километров с крейсерской скоростью 450 километров в час. На самолете должны были быть установлены новые на то время двигатели АИ-24.
Командиром экипажа, который впервые выполнил полет на самолете Ан-24, был летчик-испытатель Георгий Лысенко, вторым пилотом – Юрий Курлин, штурманом – Владимир Попов, бортрадистом – Петр Мельниченко, ведущим инженером Яков Рыжик. До этого полета самолеты конструкторского бюро Антонова испытывали пилоты из Москвы.
Самолет Ан-24 после посадки в аэропорту "Жуляны". 1960-е годы. Фото из архива аэропорта "Жуляны".
Второй пилот Юрий Курлин поделился журналистам «Фактов» своими воспоминаниями о первом полете на Ан-24: «Оказалось, что новая машина ведет себя в воздухе более-менее нормально, вот только двигатели – не подарок. Они были экспериментальные, потому и неудивительно, что с ними возникли проблемы. Из-за них машины то и дело бросало влево-вправо. Но у нас был отличный инженер Афанасий Круц. Ему пришлось весь полет колдовать у панели управления». По словам Юрия Курлина, программа летных испытаний Ан-24 продолжалась два года. В ней участвовало шесть самолетов.
После окончания летных испытаний, в начале 1962 года киевский авиазавод № 473 (ныне «Авиант») приступил к серийному производству самолетов Ан-24. Первый технический рейс с пассажирами состоялся в сентябре 1962 года, а уже 31 октября 1962 года серийный Ан-24 начал совершать регулярные авиарейсы по маршруту Киев – Херсон.
Новинкой конструкции Ан-24 было использование на фюзеляже и в оперении клеесварочных соединений, вместо традиционных заклепочных. Таким образом, конструкторам КБ О. Антонова значительно снизить трудоемкость сборки самолета и, кроме того, повысить прочность его конструкции.
Самолет Ан-24 во время высадки пассажиров в аэропорту "Жуляны". Конец 1960-х годов. Фото из архива аэропорта "Жуляны".
Советский «Аэрофлот» на самолетах Ан-24 перевозил более трети всех своих пассажиров. Этот самолет стал родоначальником целого семейства самолетов, которая насчитывает более 40 модификаций и вариантов. Ан-24 был популярен не только в СССР, но и за его пределами. Самолеты Ан-24 поставлялись в 38 стран мира – среди советских самолетов Ан-24 прочно занял первое место по продажам за рубеж.
Всего за 20 лет выпуска (с 1959 по 1979 годы) было выпущено 1340 самолетов Ан-24. Самое интересное, что под обозначением «Xian Y7» самолет Ан-24 до сих пор производится в Китае, местные авиаконструкторы создали несколько его модификаций.
Один из действующих пассажирских самолетов Ан-24 украинской авиакомпании "Мотор-Сич". Фото с сайта "avianews.com"
Сам главный конструктор самолета О.К. Антонов оценивал летный ресурс Ан-24 в 30 тысяч летных часов, то есть около 10 – 15 лет эксплуатации. Однако машина оказалась очень надежной и несмотря на то, что последний серийный Ан-24 был выпущен еще в 1979 году, по всему миру эти самолеты все еще перевозят пассажиров. В Украине все еще летают три пассажинские самолеты Ан-24, которые принадлежат авиакомпании «Мотор-Сич»: это 45-летний борты UR-MSI и UR-BXC, а также 47-летний борт UR-47297. На этих самолетах авиакомпания совершает внутренние и международные рейсы. Еще три самолета Ан-24 находятся на балансе Военно-воздушных сил Украины.
В городе Луцке на Волыни самолет Ан-24 установлен в виде памятника, в котором раньше работало детское кафе.
На базе пассажирской модели Ан-24 было разработано несколько моделей самолета, в том числе военно-транспортный самолет Ан-26, который выпускался с 1968 по 1986 год. Всего было выпущено почти 1400 самолетов Ан-26.
Использованы материалы сайта "avianews.com"