История аэропорта Мирабель в Монреале – чем она может быть поучительна для Украины?

Четверг , 15 августа 2019, 12:07
Украинские транспортные чиновники от инфраструктуры активно продвигали в начале года идею строительства нового аэропорта на границе Днепропетровской и Запорожской области. Пример подобного строительства есть в Канаде
История аэропорта Мирабель в Монреале – чем она может быть поучительна для Украины?

Весьма интересную историю о строительстве и эксплуатации аэропорта Мирабель в канадском городе Монреале опубликовал недавно украинский авиационный сайт «avianews.com». Эту историю желательно изучить всем украинским чиновникам, которые поддерживают вариант строительства нового аэропорта в поселке Соленое на границе Днепропетровской и Запорожской области вместо реконструкции аэропортов в этих областных центрах.

В конце 1940-х – в начале 1950-х годов в Канаде и США стремительно возрастала популярность пассажирской авиации. Пассажиропоток аэропорта Монреаля в провинции Квебек в 1946 году составлял лишь 250 тысяч человек, в 1955 он уже составлял 1 миллион пассажиров, а в 1962 году достиг отметки в 2 миллиона пассажиров. Существующий аэропорт Монреаля Дорваль показался слишком «тесным» для растущего пассажиропотока. Поэтому на расстоянии 60 километров от цента Монреаля решили построить новый аэропорт возле городка Мирабель.

Новый аэропорт, который получил название Мирабель по названию соседнего городка, проектировался как современнейшие воздушные ворота – пассажиру от автомобиля до входа на посадку в самолет нужно было проходить всего 100 метров.

Строительство монреальского аэропорта Мирабель в 1970-е годы.

На первом этапе развития аэропорт получил две взлетно-посадочных полосы, большой перрон и современный терминал с телескопическими трапами и необычной системой посадки в самолет с использованием специальных автобусов (Passenger Transfer Vehicles — PTV). Они подсоединялись к зданию, после чего подъезжали к самолету, поднимались на уровень воздушного судна и позволяли пассажирам выходить прямо в салон авиалайнера. На момент открытия 4 октября 1975 года по размеру закрепленной площади это был крупнейший аэропорт мира, занимавший 396,6 кв. км, из них значительная площадь приходилась на пахотные земли.

Аэропорт открыли как раз накануне Летних Олимпийских игр 1976 года. Поскольку работы велись в спешке, перевод рейсов из старого аэропорта Монреаля Дорваль решили проводить в две стадии, что стало одним из факторов, поставивших в итоге крест на будущем аэропорта. В рамках первого этапа в Мирабель перенесли все международные рейсы, в то время как рейсы по Канаде и в США предполагалось оставить в Дорвале до 1982 года.


Посадка пассажиров в самолет авиакомпании KLM с помощью специальных автобусов Passenger Transfer Vehicles, 1970-е годы.

Однако подобное разделение в итоге привело к тому, что новый аэропорт по сути стал тупиковым. Для трансфера с международного рейса на внутриканадский или на рейс в США пассажир должен был преодолеть десятки километров наземным транспортом между Мирабелем и Дорвалем.

Осложняло процесс и отсутствие нормального транспортного сообщения Монреаля с Мирабелем – запланированные автострады и железнодорожные ветки так и не были построены. В результате сложившаяся ситуация привела к оттоку рейсов в Торонто, где пересадка обеспечивалась в рамках одного аэропорта и занимала меньше времени, а развитие авиастроения и появление дальнемагистральных самолетов, способных преодолевать длительные расстояния без промежуточных посадок, поставили на Мирабеле крест как точке дозаправки.

Аэропорт Мирабель в годы своей работы.

Чтобы поддержать развитие нового аэропорта власти с 1975 по 1997 годы обязали авиакомпании, летающие в Монреаль, выполнять все международные рейсы (кроме рейсов из США) в Мирабель.

Еще одним ударом по новому аэропорту Монреаля стало то, что планируемого закрытия Дорваля так и не произошло, поскольку аэропорт был более привлекательным для общественности — он находится всего в 20 минутах езды от центра Монреаля, тогда как на дорогу в Мирабель нужно было потратить около часа в случае отсутствия пробок.

Из-за этого с 1997 года, после окончания действия запрета,  авиакомпании начали переводить международные рейсы из Мирабеля обратно в Дорваль. Последний коммерческий рейс с пассажирами из Мирабеля был выполнен канадской чартерной авиакомпанией «Air Transat» 31 октября 2004 года в Париж.


Пустующий зал регистрации в терминале аэропорта Мирабель. Средина 2000-х годов.

В том же году интерьеры терминала Мирабеля использовались для съемок трагокомедии «Терминал» Стивена Спилберга, после чего здание стало безлюдным. Позже оборудование терминала передали в качестве гуманитарной помощи аэропорту на Гаити.

Планам по превращению Мирабеля в крупный пассажирский авиационный узел Северной Америки так и не суждено было сбыться. По прогнозам на момент создания аэропорта, в 2000 году годовой пассажиропоток должен был составить 50 млн. человек, однако максимальное число пассажиров, которое новые воздушные ворота Монреаля смогли обслужить в течение года, никогда не превысило отметки в 3 миллионов.

Пустующий зал выдачи багажа в аэропорту Мирабель неподалеку от канадского Монреаля. Средина 2000-х годов.

На строительство инфраструктуры аэропорта потребовалась в более чем пять раз меньшая площадь, чем первоначально была выделена. Земля, которая была экспроприирована в 1979 году у 3000 семей, постепенно начала возвращаться в собственность фермеров.

И хотя сторонниками развития аэропорта Мирабель выдвигается мысль, что аэропорт потребуется, когда жителям Монреаля надоест шум от увеличивающегося авиационного трафика в Дорвале, оператор в момент закрытия терминала в 2004 году «Aeroport de Montreal» заявил, что пропускной способности этого аэропорта хватит еще как минимум на 30 лет, т.е. до 2034 года.

В 2014 году оператор решил, что содержать аэровокзальный комплекс в Мирабеле слишком дорогое удовольствие. За 10 лет на поддержание его в надлежащем состоянии «Aeroport de Montreal» потратил $30 млн. Здание решено было снести. Работы по демонтажу начались в конце 2014 года.

Оказавшиеся больше не нужными аэродромные перонные автобусы Мирабеля.

От крупного терминала осталась лишь небольшая галерея вылета, к которой ранее крепились телетрапы, а перрон перед зданием превратили в гоночный трек. Сейчас Мирабель обслуживает только грузовые рейсы и стал символом неэффективных трат, ошибок в планировании и показал, что недостаточно просто построить хороший аэропорт, чтобы в него начали летать.

Символично, что аэропорту Дорваль в итоге присвоили имя премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо, правительство которого хотело закрыть эти воздушные ворота. Но вместо этого аэропорт был значительно реконструирован и расширен. Однако и его пассажиропоток достиг лишь отметки в 19,4 млн. человек в 2018 году, что далеко от прогнозов, которые делались несколько десятилетий назад при обосновании строительства Мирабеля.

Демонтаж огромного терминала аэропорта Мирабель. 2014 г.

Этот весьма поучительный урок с аэропортом в Канаде стоит запомнить украинским чиновникам, которые предлагают планы строительства украинских авиационных «Нью-Васюков». Хотя не исключено, что планы создания новых аэропортов в Украине имеют под собой одну единственную цель – использовать бюджетные средства на разработку технико-экономических обоснований и проектных решений.

comments powered by HyperComments