Авиация продолжает летать в Украину: небо не закрыто

Понедельник , 14 февраля 2022, 13:13
За исключением некоторых отмененных авиарейсов, полеты гражданской авиации в небе над Украиной продолжаются почти в обычном режиме. "Почти" - потому что у многих авиакомпаний возникают сложности со страховкой авиаперелетов в Украине.
Авиация продолжает летать в Украину: небо не закрыто

читайте нас в Telegram


Ситуация с военной угрозой вторжения России в Украину внесла коррективы в обычную работу гражданской авиации. Крупные мировые страховые компании, обеспечивающие страховку авиарейсов - как самих авиалайнеров, так и пассажиров, отметили Украину как зону повышенного риска. И в связи с этим ряд страховых компаний перешли на более оперативный мониторинг ситуации, чтобы выдавать предупреждения о возможности или невозможности обеспечения авиарейсов страхованием не за неделю, как обычно (если что-то происходит), а за 48 или даже 24 часа.

Еще на минувшей неделе страховщики военных рисков начали направлять своим клиентам такие семидневные уведомления. В пятницу 11 февраля сроки таких уведомлений завершился, но страховое покрытие осталось в силе, при этом срок дальнейших уведомлений был сокращён до 48 часов. То есть обострение обстановки заставило страховщиков сократить время возможной реакции. Волну реакции в медиа вызвал только второй этап таких уведомлений, на 48-часовой основе.

Именно после этого был принудительно посажен в Кишиневе самолет авиакомпании SkyUp, летевший из в киевский Борисполь с португальских островов Мадейра (Фуншал) - уже по требованию владельца самолета в лице лизинговой компании. Задержался еще один авиарейс - из Братиславы в Киев авиакомпании Ryanair: самолет вернулся в аэропорт отправления, где пассажиров просто пересадили на другой лайнер, вылетевший тем же маршрутом. 

Некоторые авиакомпании вроде нидерландской KLM объявили о временной отмене своих рейсов в Украину. Тем не менее, на 14 февраля самолеты европейских и азиатских авиакомпаний, в том чимле лоукостеров,  не отменяют своих рейсов в/из Украины - в этом можно убедиться, открыв электронное табло украинских аэропортов или посмотрев сайт Flightradar.

В данном случае речь идет не об общем страховании самолетов и пассажиров авиарейсов, а лишь о части страховки, которая предполагает возможность страховщика в одностороннем порядке расторгнуть договор по военным рискам, предварительно уведомив авиакомпанию (владельца самолета) об этом. Стандартный договор предполагает такое уведомление за 7 суток, но это еще не отказ в страховке - а лишь уведомление о такой возможности. С сегодняшнего дня, 14 февраля, страховщики имеют несколько вариантов развития ситуации: от полного отказа в страховке и прекращения полетов до перехода на оперативные уведомления об изменении условий каждые 24 или 48 часов, или же возврат к обычным условиям. Также возможно, что может быть согласована страховка только отдельных рейсов.

Так или иначе, но международная система страхования военных рисков для гражданской авиации в воздушном пространстве Украины на данный момент как географического региона уже не действует в нормальном режиме, а работает в режиме военной зоны.

Пока что Украина уже выступила как от имени правительства в целом, так и от имени министерства инфраструктуры с заявлением о продолжении нормальной работы гражданской авиации. А для обеспечения возможных страховых случаев правительство оперативно выделило более 16 миллиардов гривен - эти средства могут быть израсходованы, если произойдет страховой случай. То есть - если никаких нештатных ситуаций с безопасностью полетов не произойдет, то эти деньги останутся не тронутыми. Речь идет об обеспечении безопасности полетов 23 авиалайнеров, преимущественно украинских авиакомпаний.

Дело в том, что, за исключением авиакомпаний "Мотор-Сич" (флот из менее чем 10 старых самолетов типа "АН-24") и государственной авиакомпании "Антонов", которые полноценно владеют своими самолетами, самолеты всех украинских авиакомпаний им не принадлежат. Они их используют на условиях лизинга или аренды.

В то же время Госавиаслужба рекомендует самолетам, летящим над Черным морем в сфере ответственности Украины, изменить свои маршруты таким образом, чтобы избежать пролета над теми районами Черного моря, где Россия проводит свои морские учения с ракетными стрельбами.

comments powered by HyperComments