При строительстве бетонных дорог в Украине предлагают использовать шлак металлургических комбинатов
Осенью прошлого года ведущий металлургический комбинат Украины «ArcelorMittal Кривой Рог» на своей территории построил экспериментальный участок бетонной дороги. Она построена по принципу «слоенного пирога», который использовали при строительстве дорог еще древние римляне. Самый нижний слой дороги – из доменного шлака крупной фракции, верхний – мелкой. Все слои были тщательно утрамбованы, покрытии гидроизоляционной пленкой. Над «подушкой» установили армокаркас из арматуры и залили бетоном. Бетон для эксперимента использовался трех типов – классический на основе гранитного щебня и песка и специальные, изготовленные на основе отвального доменного и сталеплавильного шлаков. Участок дороги разбили на три зоны, на каждой из которых залили определенный вид бетона, чтобы впоследствии объективно оценить степень воздействия от перепадов температур и нагрузки тяжеловесного автотранспорта. Об этом сообщили в пресс-службе металлургической компании.
Тестирование экспериментальной дороги было проведено с участием лаборатории специализированной компании «ХайдельбергБетон Украина». Тесты показали, что бетон, изготовленный с использованием отходов металлургического производства ничем не уступает классическому бетону на основе гранитного щебня и песка. Однако использование металлургического шлака дает ощутимую экономию. При использовании шлака дорожное основание выходит в 2,5 – 3 раза дешевле, чем при использовании гранитного щебня, который добывают в карьерах.
Отмечается, что в США, Китае, Бразилии и Японии уже давно активно используют металлургические шлаки в дорожном строительстве. В компании «ArcelorMittal Кривой Рог» говорят, что при условии использования металлургических шлаков строительство бетонных дорог в Украине выйдет дешевле, чем традиционных с использованием асфальта. Экономический эффект также будет достигаться за счет того, что срок эксплуатации бетонных дорог без ремонта составляет около 20 – 30 лет, в то время как традиционные асфальто-бетонные дороги уже через 4 – 7 лет требуют ремонта.
Заместитель директора департамента по инвестициям и инжинирингу «ArcelorMittal Кривой Рог» Андрей Бабенко рассказал, что на меткомбинате планируется использовать крупную и мелкую фракции переработанного шлака для подготовки бетона, который будет применяться на стройках компании при реализации инвестпроектов, за счет чего будет удешевляться строительство. По его словам, использование металлургических шлаков в масштабах страны является перспективным направлением, так как только в отвалах АМКР находится 50 миллонов кубометров шлака.