Славомир Новак отчитался о своей работе на должности руководителя «Укравтодора»

Четверг , 3 октября 2019, 09:55
Одной из наиболее важных автотрасс, которые были отремонтированы во время каденции Новака, была названа автотрасса М-15 Одесса – Рени
Славомир Новак отчитался о своей работе на должности руководителя «Укравтодора»

Экс-руководитель Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодора») Славомир Новак во время конференции «Украинские дороги: 3 года изменений. Перспективы развития» отчитался о своей работе на должности руководителя дорожного госагентства.

По словам Славомира Новака: «Дороги – это артерии экономики, поэтому для ее развития инфраструктура имеет очень важное значение. По выводам экспертов, 1 евро, инвестированное в развитие сети дорог, дает 2,5 евро возрастания ВВП». Новак отметил, что выход ряда стран из затяжного экономического кризиса, в том числе США и Японии был связан именно с тем, что развитие инфраструктуры было признано основным приоритетом.

Новак отмечает, что реформирование дорожной отрасли, которое началось в 2016 году, уже принесло беспрецедентные результаты. Во-первых начала работать Дорожный фонд. Отрасль впервые получила гарантированный источник финансирования. Во-вторых – проведена децентрализация в дорожной отрасли – около 120 тысяч километров дорог передано вместе с финансированием под ответственность местных властей. Кроме того, за счет принятия соответствующих законов впервые утвержден первый среднесрочный план развития отрасли на 2018 – 22 годы. В его основе лежит задача соединить качественными автодорогами все областные центры Украины.

Экс-руководитель «Укравтодора» говорит, что госагенство уже начало работы по ремонту дорог в границах приоритетного коридора «GO Highway», который должен соединить между собой порты Черного Моря и Балтики, в том числе Одессу и Гданьск. Этот коридор, по словам Новака, благодаря его усилиям, был включен европейцами в сеть «TEN-T».

В «Укравтодоре» подготовили изменения к закону о концессии с учетом европейского опыта и Верховная Рада уже приняла этот закон. Таким образом, были открыты возможности для частно-государственного партнерства в сфере строительства автодорог. Кроме этого Украина впервые получила грант на строительство дорог.

По словам Новака, под его руководством в Украине впервые в истории появились площадки WIM – взвешивания грузовиков во время движения, ведь нам нужно не только строить, но и сохранять автодороги.

Экс-руководитель «Укравтодора» также рассказал, что госагентство улучшило процедуру закупок по проектам, которые финансируются международными финансовыми организациям. Это позволило открыть новую кредитную линию на 900 миллионов евро.

Новак также рассказал о внедрении четырехуровневого контроля качества дорожных работ. Кроме ежедневных проверок на стройплощадках во время ремонтов проходит две масштабные проверки в год – в начале и при завершении строительного периода. Ликвидация дорожного брака проходит только за счет подрядчиков. Уже действует европейский стандарт гарантий       на строительство и ремонт дорог государственного значения – в контрактах на проведение средних ремонтов прописывается 5-летняя гарантия, на капитальные ремонты – 10-летняя.

По словам экс-руководителя «Укравтодора», все тендеры, которые проводит компания, переведены на электронные аукционы в системе публичных закупок «PROZORRO». Контакты с дорожными компаниями начали подписывать на 2 – 3 строительных сезона вперед – это очень важно для таких компаний для планирования своей работы. Результатом таких изменений стала прогнозированность развития дорожной отрасли. Также «Укравтодор» открыл рынок эксплуатационного содержания дорог для частных организаций.

Среди наиболее важных проектов, реализованных за свою каденцию Славомир Новак назвал завершение ремонта автотрассы М-15 Одесса – Рени в в Одесской области. Кроме нее он назвал уже завершенный ремонт автотрасс Харьков – Ахтырка, Мерефа – Лозовая. В средине октября Новак прогнозирует завершение ремонта автотрассы Днепр – Запорожье – Мариуполь, которую в регионе называют «дорогой жизни». По словам Новака, ремонт одной из наиболее проблемных автодорог Кропивницкий – Николаев уже завершен в Кировоградской области, а в Николаевской области эта дорога выполняется бетонной.

Среди важных для одесситов дорог, Славомир Новак назвал запланированный масштабный ремонт автотрассы М-05 Киев – Одесса, которую должны реконструировать до уровня автобана за средства междунарожных кредиторов. Также экс-руководитель «Укравтодора» говорит, что сейчас продолжается ремонт автотрасс Н-09 в Закарпатье, а в следующем году будут завершены работы по ремонту автотрассы Киев – Полтава – Харьков.

Подводя итоги, Славомир Новак заявил, что его команда внедрила европейскую систему управления, которая эффективно работает

«Дальнейшее развитие должно быть быстрым и эффективным, ведь строительная машина уже работает», – отметил он и заметил, что подготовил 10 шагов для дальнейшего развития:

1. Второй этап децентрализации в дорожной сфере – передача дорог территориального значения на баланс областных госадминистраций. Закон уже подготовлен, он ждет принятия Верховной Рады. Что касается ремонта территориальных дорог, то принята программа ремонта таких автотрассы.

2. Внедрения новых дополнительных источников финансирования дородной отрасли. Оно началось с запуском Дорожного фонда. В качестве таких источников Новак называет новые кредитные линии международных финансовых организаций, новые межправительственные кредитные соглагения, государственно-частное партнерство, увеличение грантовой помощи ЕС в условиях Восточного партнерства.

3. Концессии. Новак говорит, что уже созданы привлекательные условия для инвесторов, которые планируют строит автомобильные дороги на условиях концессии в Украине. В ближайшее время нужно найти инвестора на первую концессионную дорогу в Украине Львов – Краковец.

4. Время требует утверждения нового Порядка строительного рынка – это должно стать третьей фундаментальной реформой отрасли. В ее рамках нужно перенять лучший европейский опыт проведения тендерных процедур на дорожно-строительном рынке, внедрить категоризацию дорожных компаний в зависимости от их квалификации и опыта, внедрить неценовые критерии для проведения тендеров.

5. Следующий шаг – это дальнейшее развитие дорожного рынка, который предусматривает имплементацию ІТС и ее самых важных составляющих - Speeding control – срочное внедрение автоматического скоростного контроля; Traffic control – контроль  трафика и сбор данных; Tolling – сбор оплаты за проезд крупногабаритного транспорта. Кроме того, необходимо расширение пилотного проекта WIM по всей стране и установка 100 – 200 автоматических площадок для взвешивания грузовиков в движении по всей стране.

6. Сбор оплаты от крупногабаритного транспорта на основе технологии «Rfid». По словам Новака, бизнес, который зарабатывает на перевозках товаров и услуг должен дополнительно платить за пользование автомобильными дорогами. Для сбора оплаты он предлагает использовать технологию «Rfid» – электронных виньеток.

7. Подготовлена к утверждению и внедрению новая программа развития автодорог на 2020-24 годы. Новак предлагает внести мораторий на изменения ее на 2-3 года, чтоб ограничить влияние политики. Экс-руководитель «Укравтодора» отметил, что украинский дорожный рынок должен отойти от принципа – отдельно проектирование, отдельно строительство и эксплуатация и двигаться к принципу «Design&Build&Operate», когда одна компания проводит проектирование, строительство и эксплуатацию автотрассы. Это повысит не только ответственность подрядчиков, но и упростить и удешевит выполнение работ.

8 «Оцифровка» управленческих процессов и увеличение прозрачности работы «Укравтодора» через онлайн-ресурсы. Уже открыт доступ к карте ремонтов и информацией, связанной с ремонтно-строительными работами.

9. Дальнейшего развития требует и рынок эксплуатационного содержания дорог. В границах это шага Новак предлагает передать ДАК «Автомобильные дороги Украины» в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины с дальнейшей приватизацией компании

Частный рынок, по словам Новака, в границах эксплуатационного содержания дорог должен развиваться и далее – если в 2016 году частные компании занимались содержанием автодорог в 3 – 4 областях, то сейчас эта практика уже внедрена в 18 областях.

10. Также Новак предлагает продолжить работы по повышению безопасности автодорог в рамках программы 4 Е: инфраструктура (Engineering), образование (Education), контроль (Enforcement), неотложная помощь (Emergency).

comments powered by HyperComments