Одесса и еще три города Украины попали в рейтинг самых загруженных автомобильными пробками городов мира
Компания TomTom достаточно давно занимается разработкой и производством транспортной спутниковой навигации, программного обеспечения для навигаторов и ведет разработки собственной картографической системы. Карты компании устанавливаются в качестве базовых в продукцию Apple, а также могут стать базовыми в продукции Huawei - как альтернатива картам от корпорации Google.
На основе имеющегося огромного массива цифровых данных TomTom проводит мониторинг дорожного движения и трафика в 416 городах 57 стран мира. Основные ее "сферы влияния" - это Северная Америка и Западная Европа, но уже несколько лет компания активно заходит на рынки автомобильной навигации в странах Восточной Европы и Азии, в том числе и в Украине.
Одним из видов деятельности и, по сути, саморекламы TomTom являются ежегодные рейтинги задержек трафика - на основе которых можно, с той или иной вероятностью, делать выводы о реальной загруженности крупнейших городов мира. Однако, следует учитывать, что рейтинг TomTom учитывает только автомобильное движение и не затрагивает работу "внеуличных" видов городского общественного транспорта - таких, как метро, городские электрички, различные варианты LRT, S-Banh, трамвая на выделенном полотне, систем скоростного автобуса и вообще выделенных полос для общественного транспорта.
Точность рейтинга зависит от ряда факторов, в том числе от степени концентрации автомобилей с навигаторами от TomTom или гаджетов от Apple в том или ином городе. То есть - чем их больше, тем более достоверны приведенные данные, чем меньше - тем менее они достоверны.
В 2020 году четыре украинских города оказались в списке 30 самых загруженных городов мира, по данным компании - это Киев, Одесса, Днепр и Харьков.
В первой "десятке" городов за загруженности - Москва, Мумбаи, Богота, Манила, Стамбул, Бенгалуру, Киев, Нью-Дели, Новосибирск и Бангкок.
В частности, по итогам 2020 года Киев поднялся с 12-го на 7-ое место в мире в рейтинге городов с самыми большими задержками времени для автомобильного трафика в 2020 году. Средний показатель задержки в столице Украины составляет 51%. Это означает, что 30-минутная поездка автомобилем на пустых дорогах превращается в 45-минутную поездку при загруженных дорогах. Кроме того, в Киеве только 48 дней в году наблюдался низкий трафик - это худший показатель среди топ-10 участников рейтинга. При этом следует заметить, что автомобильное движение в Киеве во многом зависит от объективных факторов в виде "бутылочных горлышек" - тех же мостов через Днепр, а также от субьективных - в виде, например, заторов и пробок по причине ДТП и несоблюдения правил дорожного движения.
11-е место в данном рейтинге занимает Одесса. Здесь также можно выделить зависимость общего автомобильного трафика от двух "бутылочных горлышек" у Пересыпского моста и в районе железнодорожного вокзала, а также зависимость одного из крупнейших городских жилмассивов - поселка им. Котовского от всего одной-единственной автомагистрали. Кроме того, Одесса имеет физически наименьшую площадь среди других крупных городов Украины, а по плотности населения примерно равна Москве - что также влияет на общую загруженность дорог.
На 13-м месте в рейтинге находится Харьков.
На 22-м месте рейтинга находится Днепр. В нем также можно выделить мосты через Днепр как один из факторов, "тормозящих" движение.
При этом среди данных четырех городов Украины Киев и Харьков имеют развитые системы метрополитена и скоростного трамвая, что позволяет людям относительно эффективно пользоваться общественным транспортом на основных направлениях и меньше зависеть от автомобильного трафика и загруженности дорог. А вот Одесса и Днепр на данный момент лишены масштабных систем внеуличного общественного транспорта, что ставит горожан в большую зависимость от загруженности дорог.
В то же время большинство городов Украины за последние тридцать лет в десятки раз увеличили "свои" показатели автомобилизации относительно численности населения при одновременном сравнительно слабом развитии дорожной сети, сформированной еще при СССР. А периоды деградации общественного транспорта с одновременным падением качества его перевозок и общего количества лишь способствовали и способствуют дальнейшему росту автомобилизации.
Кроме того, в 2020 году карантинные ограничения также способствуют росту автомобилизации и автомобильного трафика по всему миру - так как люди в целях безопасности предпочитают поездки на личном автомобиле или в такси поездкам на общественном транспорте. Также в странах Европы замечен рост продаж автомобилей, как новых, так и подержанных при сильном падении общих пассажиропотоков общественного транспорта.