Новые старые трамваи для Одессы: что, где, почем?
Тендерные предложения по закупке десяти подержанных трамваев "Татра" раскрыли сегодня. Коммунальное предприятие "Одесгорэлектротранс" готово потратить на видавшие виды вагоны 1,5 миллионов гривен - то есть, по 1 млн. 150 тыс. грн. за трамвай. По нынешнему курсу это составит примерно 46 тыс. евро за вагон, если считать по 25 грн. за евро. В 2012 году в Чехии для Одессы уже закупили 12 трамваев марки "Татра-Т3" - 10 в Праге и 2 из города Мост. Тогда пражские трамваи обошлись по 20 тыс. евро за вагон (по 200 тыс. грн) - вдвое дешевле, чем сейчас. Тендер был объявлен в конце апреля.
Как ни странно, но закупка подержанных трамваев осуществляется не напрямую у транспортных предприятий или муниципалитетов чешских городов, а через украинских посредников, практически гарантированно имеющих прибыль от такой деятельности.
Сейчас продать трамваи в Одессу готовы три предприятия, уже поднаторевший в такого рода работе. Так, частный предприниматель Анатолий Шворак (Луцк) выступил с заявленной ценой 987,5 тыс. гривен за вагон. Торговый дом "Литан", ранее продававший днепропетровские троллейбусы "ЮМЗ", хочет за подержанную "Татру" 994 тыс. гривен. А зарегистрированное в Киеве предприятие "УКВЗ-Украина" - дилер российского Усть-Катавского завода имени Кирова - крупнейшего производителя трамваев в бывшем СССР и современной России, продает б/у-шные вагоны по 1,14 млн. гривен.
Практикой закупки подержанных трамваев в Европе занимаются и другие города Украины. Так, в Киев подобные вагоны поступают при посредничестве ремонтных предприятий - отправленный на ремонт старый киевский трамвай "Татра" подменяется на другой такой же, но из Праги. А в Харькове подержанные "Татры" находятся в собственности частных предпринимателей и сдаются в аренду коммунальным предприятиям - трамвайным депо.