Одесса обновит городской транспорт на 60 миллионов евро
Сегодня стало известно, как именно Министерство инфраструктуры намерено потратить целевой кредит Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и отдельные кредитные линии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) общей суммой в 400 миллионов евро, предназначенные на обновление общественного транспорта в ряде городов Украины. Соглашение о выделении этих средств было подписано 11 ноября. При этом, сравнительно с другими городами, больше всего получает Одесса.
Так, в Одессе данную кредитную линию будут использовать для осуществления проекта скоростного трамвая, сформулированного на уровне идеи редакцией Южного Курьера и предложенного еще в 2010 году. Речь идет о постепенной модернизации существующих линий обычного трамвая в скоростной - от поселка Котовского через центр города до Люстдорфа. Данный проект был "взят на вооружение" и официально презентован в апреле 2016 года, после чего началось осуществление ряда проектов по ремонту трамвайных путей по линии будущего скоростного маршрута. Так, уже завершен ремонт путей на Старосенной площади. В настоящее время идет замена путей на Тираспольской площади и части улицы Преображенской, на которой пути будут отделены от проезжей части. Со дня на день начнется переустройство трамвайной развязки под Пересыпским мостом.
Согласно данным Министерства инфраструктуры, Одессе в виде совместного финансирования ЕИБ и ЕБРР под государственные гарантии "перепадает" 59,7 миллиона евро, что составит почти 1,7 миллиарда гривен. Эти средства разбиваются на три части - на приобретение новых трамваев, на модернизацию тяговых подстанций и на капитальную реконструкцию трамвайных путей. Таким образом, решается, даже с перевыполнением, вся проблема финансирования городской программы развития электротранспорта до 2018 года, благодаря чему появляется возможность ее существенного расширения.
Так, на приобретение 56 новых трамвайных вагонов будет выделено 28 миллионов евро. Это составляет 500 тысяч евро или же, по текущему курсу, около 14 миллионов гривен на один трамвай. Такая цена удивительным образом совпадает с ценой одиночного частично низкопольного трамвайного вагона модели "К1М" украинского производителя "Татра-Юг". Правда, Одесса может закупить за эти деньги меньшее количество более вместительных сочлененных вагонов - например, трехсекционных "Электронов" или иных перспективных разработок украинских производителей. Как еще один вариант, может рассматриваться самостоятельная сборка многосекционных вагонов на базе закупаемых корпусов, секций и иных комплектующих.
Второй статьей становится капитальный ремонт и реконструкция 32 километров трамвайных путей на сумму в 19,7 миллиона евро или 552 млн. гривен, что составит 17,23 миллиона гривен за километр (в среднем). Указанная длина как раз примерно совпадает с общей протяженностью будущего скоростного маршрута.
Также предполагается полностью заменить восемь тяговых подстанций за 12 миллионов евро - или по полтора миллиона евро за подстанцию. Совершенно очевидно, что эти подстанции также будут расположены вдоль линии скоростного трамвая.
Кроме основной статьи расходов в 59,7 миллионов евро, Мининфраструктуры также указывает сотрудничество Одессы с ЕБРР по кредитной линии на приобретение 40 новых троллейбусов. Однако, на самом деле имеется в виду уже действующая программа в виде кредита на 45 новых троллейбусов, по которым уже определились участники тендера - заводы "Белкоммунмаш" и "Богдан".
Трамвайный парк Одессы сейчас насчитывает 227 пассажирских трамваев, 196 из которых технически исправны, а также 2 ретро-трамваев и 21 служебного вагона. Из них новыми можно назвать три частично низкопольных вагона, собранных в одесских вагоноремонтных мастерских в 2015-2016 гг., еще три таких же вагона сейчас в различных стадиях сборки. Также имеется один купленный в 2015 году за 13,8 млн. гривен частично низкопольный вагон модели "К1М". Имеется 10 вагонов модели "К1" от завода "Татра-Юг" 2006-2008 гг. выпуска, еще один модели "Татра-Юг-Т6В5" 1997 г. выпуска. Остальную часть парка составляют трамваи модели "Татра-Т3" 1975-1988 гг. выпуска, из которых 111 вагонов прошли капитальную модернизацию с установкой чешской силовой электроники в 2002-2012 гг., еще 10 аналогично модернизированных вагонов было приобретено в 2015 г. в Риге. Оставшиеся 90 вагонов - "Татры", не проходившие модернизацию, существенная часть из которых уже технически непригодна к дальнейшей эксплуатации.
Троллейбусный парк Одессы имеет 175 пассажирских троллейбусов, 112 из которых сейчас технически исправны, а также 5 служебных троллейбусов. Из них имеется 5 новых низкопольных троллейбусов "Богдан-Т701.17" 2016 года выпуска. Относительно новыми можно назвать 16 низкопольных троллейбусов "Тролза-5265 Мегаполис" 2009 года выпуска. Также имеется 14 высокопольных троллейбусов "ЮМЗ-Т2" 1997-2003 гг. выпуска и еще 12 аналогичных машин, получившихся путем "укорачивания" сочлененных машин модели "ЮМЗ-Т1" 1992-1996 гг. выпуска. Собственно, сочлененных троллейбусов "ЮМЗ-Т1" 1992-1996 гг. выпуска осталось 15 единиц, но из них лишь 7 сейчас исправны - остальные либо в процессе ремонта, либо в процессе "укорачивания" до одиночных машин. В 2003-2006 гг. Одесса получила 10 "новых" троллейбусов "ЗиУ-682", полученных путем самостоятельной сборки из новых комплектующих, но оформленных как капитальный ремонт с заменой кузова старых машин. В 2012 г. Одесса закупила 13 подержанных троллейбусов "Шкода" моделей "14ТР" и частично низкопольных "21ТР" 1993-1997 гг. выпуска. Оставшуюся часть парка составляют старые, еще советского производства, троллейбусы модели "ЗиУ-682" 1987-1991 гг. выпуска в количестве 90 единиц, некоторые из которых в последние годы прошли модернизацию.