Завод "Богдан" лоббирует запрет покупки подержанных троллейбусов (ФОТО)
Работники ГП "Автосборочный завод №1" корпорации «Богдан» в Луцке обратились к Премьер-Министру Украины с просьбой запретить покупать подержанные троллейбусы в Европе. Взамен они предлагают покупать новые троллейбусы отечественного производства.
В обращении трудового коллектива предприятия отмечается, что многие украинские города, в частности Луцк, постоянно закупают списанные польские троллейбусы, которые потенциально аварийно опасны.
Новый троллейбус "Богдан" в Киеве
"Несмотря на наличие современных цехов, мы в Луцке наблюдаем увеличение количества уже списанных польских троллейбусов: только в этом году на улицах города должны появиться еще с десяток таких машин из Польши. Все хорошо понимают, что вскоре эти троллейбусы начнут ломаться и для их обслуживания и ремонта снова потребуются немалые средства налогоплательщиков", - отмечается в письме трудового коллектива к Премьер-министру Владимиру Гройсману.
Подержанный троллейбус "Шкода" в Тернополе
Примечательно, что Польша покупает у завода "Богдан" новые троллейбусы, в частности - так делает Люблин.
По данным корпорации, в 2013 году за бюджетные средства было закуплено 80 троллейбусов, в том числе 34 бывших в употреблении, а в 2014 году - 117 ед. (53 бывших в употреблении), в 2015 году - 154 ед. (79 бывших в употреблении). В 2016 году по тендерам было заявлено 317 троллейбусов (в том числе 69 бывших в употреблении).
Подержанный троллейбус "Шкода" в Николаеве
В то же время подержанные троллейбусы, покупаемые украинскими перевозчиками, как правило проходят ремонт той или иной степени и, в большинстве случаев, исправно работают. Так, ряд городов на западе Украины - Тернополь, Ивано-Франковск, Ровно - закупают подержанные троллейбусы "Шкода" еще с 1990-х гг. В Одессе большинство купленных в конце 2012 года б/у троллейбусов исправно работают уже более четырех лет. Точно так же без происшествий работают подержанные троллейбусы в тех городах, где их начали покупать сравнительно недавно - в Харькове, Мариуполе, Николаеве, Львове, Житомире.
Новый троллейбус "Богдан" в Одессе
Вместе с тем, покупка новых троллейбусов действительно лучше, чем подержанных с точки зрения их надежности и долгосрочной перспективы. Однако, подержанные троллейбусы намного дешевле - большинство городов закупает такую технику по цене менее миллиона гривен за единицу, причем в некоторых случаях за 600-700 тысяч гривен можно купить даже частично низкопольный сочлененный троллейбус. Однако, чаще всего речь идет об одиночных троллейбусах с высоким уровнем пола. А цены на новые троллейбусы с полностью или частично низким уровнем пола в Украине начинаются с 4 миллионов гривен, а если речь идет о более совершенных технически троллейбусах "Богдан" - то их цена, как правило, выше 5 миллионов гривен за единицу.
Подержанный троллейбус "Шкода" во Львове
Таким образом, письмо работников завода "Богдан" можно расценить только как лоббизм с целью запретить не самым обеспеченным муниципальным перевозчикам закупать относительно дешевые и способные исправно служить на протяжении 5-10 лет троллейбусы. Примечательно, что в письме нет ни слова об аналогичных закупках подержанных трамваев - так как такие закупки не создают конкуренции производителю троллейбусов. Покупка же качественных новых украинских троллейбусов в необходимом количестве до сих по не по карману большинству отечественных коммунальных предприятий, несмотря на то, что цены у украинских производитлей существенно меньше, чем у европейских - они дешевле на 30 - 100%.