Фото дня: немецкие трамваи в Одессе
Когда в Одессе появился трамвай, то большинство его вагонов были импортными - производства разных бельгийских заводов. На этих бельгийских вагонах одесситы ездили вплоть до конца 1970-х гг., пока последние несколько перестроенных в "тянитолкаи" "Пульманов" не исчезли с однопутного маршрута №19. Вплоть до начала массовых поставок чешских "Татр" почти все трамваи, поступившие в Одессу во времена СССР были советского же производства. Почти.
Конечная станция на площади Октябрьской Революции (Куликово поле), 1963 г. На первом плане - немецкий трамвай "Гота", на втором - бельгийский четырехосный трамвай "Пульман" с прицепом. Сложная схема путей объясняется просто - здесь сходились одновременно линии широкой колеи на Фонтан, узкой колеи с Фонтана и служебные пути, выполненные по совмещенной трехрельсовой схеме, с улицы Томаса (Итальянский бульвар). Фото из коллекции J.H. Price и Ааре Оландера.
Исключением стали трамваи модели "Gotha T2-62" производства завода в городе Гота, оказавшемся на территории ГДР. В 1963-1964 году в Одессу привезли 24 моторных и 23 прицепных безмоторных вагона этого типа. К слову, еще раньше в Одессе было два немецких трамвая MAN 1907 года постройки - на самой первой линии Люстдорфского трамвая.
Трамвай "Гота" на Куликовом поле, 1963 год, фото из фондов музея КП "Одесгорэлектротранс". Обратите внимание на "тройные" рельсы - по ним одновременно ходили вагоны и узкой, и широкой колеи.
От других советских трамваев они отличались попыткой создать высокий по тем временам уровень комфорта для пассажиров - с большими окнами, мягкими сиденьями, хромированными поручнями, сдвижными дверями. Работали они по схеме поезда - моторный вагон тянул за собой прицепной.
Салон трамвая "Гота", 1963 год, фото из фондов музея КП "Одесгорэлектротранс"
Вагончики были маленькими - двухосными, соответственно они вмещали сравнительно немного пассажиров. Одним из технических нюансов был контроллер, служивший для управления электродвигателями и, соответственно, разгона или торможения - его практичные немцы сделали не в виде привычной на то время рукоятки, а в виде руля.
В Одессе "Готы" можно было встретить либо на маршрутах в сторону Большого Фонтана, либо на 10-м маршруте на Ближние Мельницы. К концу 1960-х они периодически стали работать и в направлении Черноморки - как на ведущем туда от вокзала маршруте №29, так и на маршруте №27 от Черноморки до Ильичевского рыбного порта.
Трамвай "Гота" в Черноморке на улице Макарова, 1967 год, Фото из семейного архива А.А. Сурилова.
Прослужили немецкие трамваи в Одессе очень недолго - всего по 6-7 лет. В 1970 году почти все вагончики перестроили на узкую колею и передали во Львов. В Одессе осталось три поезда, еще один моторный вагон стал служебным. Их списали в 1973 году - всего через 10 лет после закупки.
Трамвай "Гота" в сквере Октябрьской Революции (Куликово поле), 1963 год, фото из фондов музея КП "Одесгорэлектротранс"
Причиной отказа от немецких трамваев в Одессе и других городах, где они эксплуатировались на широкой колее, стали сильный износ ими путей и частые сходы с рельсов. Изначально такие трамваи проектировались под узкую колею, где они работают в некоторых городах и до сих пор - в Германии (Вольтерсдорф, Бад-Шандау), Турции ("ностальгические" маршруты в Стамбуле), крымской Евпатории, а также сохранились во многих немецких городах в качестве действующих музейных экспонатов.
Трамвайное депо на улице Водопроводной, справа - трамвай "Гота", 1968 год, фото из фондов музея КП "Одесгорэлектротранс".
Мало того, один из бывших одесских трамваев "Гота" сохранился до настоящего времени во Львове - там его в 1983 году переделали в грузовой. В таком виде этот трамвай и сейчас периодически работает по прямому назначению, перевозя те или иные грузы во время ремонта путей.
Бывший одесский трамвай "Гота" во Львове - в виде грузового, фото Владимир Караим, 2012-2014 гг.