Как самое первое одесское депо электрического трамвая превращают в завод и музей (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Вторник , 4 сентября 2018, 09:40
Депо трамвая на Алексеевской площади - не простое. Оно стало первым и единственным в Одессе, изначально строившимся для трамвая, а не перестроенным из конки. А сейчас в нем - небольшой завод, на котором строят новые трамваи и капитально ремонтируют старый электротранспорт. И уже сейчас один из боксов депо превращают в музей.
Как самое первое одесское депо электрического трамвая превращают в завод и музей (ФОТО, ВИДЕО)

Когда в начале ХХ века Бельгийское общество строило в Одессе трамвай на правах концессии - то, как водится, инвестор пошел по пути наименьшего сопротивления и провел "апгрейд" имеющихся линий конки. То есть - построили электроподстанции, устроили контактную сеть над существующими путями, где позволяло их состояние, а также провели реконструкцию имеющегося депо конки около Старосенной площади. На его территории выстроили новые здания депо для вагонов. Также построили "с нуля" совершенно новое депо на Слободке

Но этого не хватало - и поэтому к 1911 году на месте снесенного депо конки построили третье депо, спроектировал которое известнейший одесский архитектор Лев Влодек, а строительством руководил не менее известный архитектор Семен Ландесман. Депо назвали "Большой Вокзал". Оно располагалось рядом с оживленным базаром и так называемым Большим вокзалом на станции Одесса-Товарная, который обслуживал рейсы тех поездов, которые сейчас имеют статус местных и пригородных.


Превращенное в вагоноремонтные мастерские трамвайное депо. На втором плане видны подходящие вплотную к улице Заньковецкой железнодорожные пути и длинные склады-пакгаузы. А паные пассажирские перроны бывшего "Большого вокзала" были чуть левее

Сейчас комплекс зданий депо имеет статус памятника архитектуры местного значения согласно решению Одесского Облисполкома № 580 от 27.12.1991 г. под названием "Здания Ришельевского трамвайного депо" - что говорит о том, что чиновники перепутали одно депо с другим. Ранее мы показывали историю и современность самого старого одесского трамвайного депо на улице Водопроводной.

В нашем видеоролике - панорамы трамвайного депо на Алексеевской площади с высоты птичьего полета.

На момент постройки в комплекс депо входили крытый ангар для вагонов на четыре бокса по четыре пути в каждом, административный корпус, бытовой корпус, электроподстанция и кузница. 

Со стороны улицы Степовой к боксам депо примыкала тупиковая конечная на несколько путей.

В 1925 году депо переименовали - теперь она стало называться "Депо имени Ильича" в честь того самого Ильича, который умер годом ранее. Далее в советское время развитие депо заключалось в том, что построили новый производственный корпус и тупик для вагонов между кузницей и ангаром.

Депо получило повреждения от артиллерийских обстрелов и авианалетов во время обороны Одессы 1941 года - так как оно находилось около важной железнодорожной станции. Во время оккупации его законсервировали и использовали как площадку для стоянки неисправных трамваев.


Служебные трамваи в депо Ильича, 1959-1964 гг.

Депо восстановили в 1948-1949 гг. - два бокса в 1948, и два бокса в 1949-м. Обслуживать пассажирские трамваи и полноценно работать депо начало 7 ноября 1948 года. В 1946–52 годах на территории депо также размещалась служба грузоперевозок.


Грузовой трамвай, 1963 г.

В 1962 году начали перестраивать на широкую стандартную колею бокс №1.


1962 год, статья из газеты "Городской электротранспорт"

Перестройка продолжалась до 1972 года. Узкоколейные трамваи "продержались" в Одессе до 1971 года - они ходили по старому 30-му маршруту по улице Балковской. С его закрытием на реконструкцию, переделали и последний "узкоколейный" бокс №3.


Депо Ильича в 1974 г. 

Затем в 1974-1975 гг. провели комплексную реконструкцию депо - перепланировали боксы, устроили новый "веер" путей перед боксами, проложили дополнительные служебные пути вокруг депо и на железнодорожную станцию Одесса-Товарная. При перестройке в каждом боксе было не 4, а 3 пути. 


Обновленное депо в 1979 г.

Долгое время, до середины 1980-х гг. депо имени Ильича обслуживало исключительно двухосные трамваи с непосредственной системой управления - наиболее примитивную конструкцию, основанную на технологиях еще XIX века. Такие трамваи дольше всех работали на маршрутах №5 и №28, а до 1987 г. - на маршруте №20.


1978 год, трамваи КТМ-2 у депо

С 1983 года депо последним в Одессе начало получать трамваи "Татра-Т3". Они оказались "не по зубам" местному персоналу, из-за чего вагоны обслуживались на более низком уровне. Кроме того, особенно в конце 80-х, из-за недостатка места трамваи часто оставались на ночь на улице - и подвергались вандализму и мародерству.


"Татра" в депо Ильича в 1985 году. Данный вагон - до сих пор в строю.

В 1990-е годы депо лишилось имени "Ильича", оставшись просто "Депо №3". Из-за общего кризиса электротранспорта в Одессе в годы бесплатного проезда (1994-1998 гг.) и вызванного этим сокращения количества исправных вагонов, в 1997 году депо закрыли и превратили в площадку для хранения списанных трамваев и их порезки на металлолом.

С 2004 года на территории депо №3 на Алексеевской площади разместили вагоноремонтные мастерских КП "Одесгорэлектротранс". Здесь производили большую часть ремонтных работ во время программы модернизации трамваев 2002-2012 гг., когда современную и экономичную чешскую силовую электронику получили более 110 трамваев "Татра". В 2013 году здесь начали производить кузовной ремонт троллейбусов.


Ремонт старого трамвая, 

А с 2015 года, помимо ремонта старых, запущено производство новых трамваев - в виде сборки из закупаемых комплектующих. Дальнейшие производственные планы включают освоение сборки многосекционных трамваев.

В 2017 году начался капитальный ремонт депо. В его ходе один из боксов, в котором размещается цех сборки трамваев, превратили в самую настоящую галерею - со станками, кранами и прочим оборудованием соседствуют огромные чертежи старых трамваев.

В 2018 году еще один бокс перестраивается под музей электротранспорта, в котором будут стоять в качестве действующих экспонатов несколько ретро-вагонов. Также этот бокс-музей можно будет использовать как кинозал.


Нынешняя конфигурация вагоноремонтных мастерских слева направо: бокс №1 - будущий музей, бокс №2 - ремонтный цех и покрасочные камеры для трамваев, бокс №3 - ремонтный цех и покрасочная камера для троллейбусов, бокс №4 - цех сборки новых трамваев. Слева от ангара - разворотный путь, здание административного корпуса, старые производственные цеха, позади - здание электроподстанции.

В двух других боксах модернизация касается увеличения производственных мощностей. Так, сделано две покрасочных камеры для трамваев и покрасочная камера для троллейбусов. Полностью заменена крыша вагонного ангара, заасфальтирована вся территория. В боксах установлены металлопластиковые стеклопакеты для уменьшения потерь тепла зимой и устроено экономичное светодиодное освещение.


Вагоноремонтные мастерские с тыльной стороны. Видно ангар на четыре бокса, здание электроподстанции. Бывшее депо по улицам Степовой и Заньковецкой опоясывает кольцом не используемый сейчас служебный путь. Слева от вагонного ангара сохранились тупик и вышеупомянутый кольцевой путь - своего рода "остатки" от прежней "большевокзальной" конечной. Вдаль зеленой полосой уходит улица Степовая. Видны многочисленные построенные на Молдаванке многоэтажные жилые дома и воссозданная Алексеевская церковь, над которыми "доминирует" высотка со стеклянным фасадом.

Фото:
старые - коллекция музея КП "Одесгорэлектротранс", Анатолий Вилькович, Ханс Орлеманс, Вольфганг Шрайнер,
современные - Александр Вельможко, Александра Игнатьева,
аэросъемка Александр Вельможко

comments powered by HyperComments