В Виннице в день рождения трамвая на маршрутах курсировали ретро-вагоны

Понедельник , 29 октября 2018, 19:28
28 октября 2018 года исполнилось 105 лет с момента запуска электрического трамвая в Виннице. К этой дате «Винницкая транспортная компания» решила сделать горожанам подарок и выпустила на маршруты ретро-трамваи.
В Виннице в день рождения трамвая на маршрутах курсировали ретро-вагоны

На трамвайный маршрут № 2 Железнодорожный вокзал – Вишенка вышел ретро-трамвай «Gotha T57», который совершил два рейса, а на маршруте № 4 Железнодоржный вокзал – Барское шоссе побывал ретро-вагон, стилизированый под вагоны MAN, открывавшие трамвайное движение в Виннице. Прокатится в ретро-трамваях могли все желающие винничане и гости города.

Ретро-вагон "MAN" готовится к выезду из депо на 4-й маршрут. Фото Дениса Колесника.

Напомним, что история Винницкого трамвая начинается в далеком 1913 году, когда в городе начала работу первая трамвайная линия от Вокзала до женской гимназии. Весной следующего года открылось движение на еще одной линии – по Николаевскому проспекту к Военному городку. Обе линии были одноколейными с разъездами и без разворотных колец. На маршрутах работали 11 двухосных вагонов MAN, изготовленных в Германии.

В салоне ретро-вагона "MAN" во время поездки по 4-му маршруту. Фото Дениса Колесника.

В отличии от Киева, в Виннице электрический трамвай стабильно работал в 1917-9 годах, когда Винница была в составе Украинского государства и даже некоторое время была его столицей. Трамвайное движение было прекращено лишь в 1920 году в связи с общей разрухой, которая сопровождала приход большевиков. Движение трамвая было восстановлено в ноябре 1921 года.

Трамвайный вагон "MAN" на Николаевском проспекте в Виннице. 1915 г. Фото из архива Одесского университета.

В 1932 году трамвайная сеть пополнилась новой линией – по улице Пирогова к больнице имени Ющенко. Перед началом второй мировой войны начали строить новую трамвайную линию по улице Фрунзе к химкомбинату, однако завершить ее строительство не успели. В 1930 году в Виницу были переданы два моторных вагона "Brill" 1900 года выпуска из Твери.

Работал винницкий трамвай и в годы немецкой оккупации города. Однако во время войны он понес значительный урон. Движение трамваев в городе было восстановлено в 1945 году, однако до 1949 года трамвайная система города была разделена на две части – движение трамваев через мосты над Бугом было запрещено.

Трамвай 2М, переданный из Киева (справа) и поезд из вагонов "Gotha T2-62" и "Gotha B2-62" на улице Соборной в Виннице. Фото конца 1960-х годов.

В 1950-х годах трамвайная сеть города значительно расширилась. Было построено новее большое трамвайное депо на Хмельницком шоссе. В те же годы был построен современный мост через Южный Буг, а старое трамвайное депо было снесено.

В 1950-е годы трамвайное хозяйство Винницы пополнялось в основном переоборудованными под узкую колею киевскими трамвайными вагонами модели 2М, а с конца 1950-х годов и в 1960-е – немецкими трамвайными вагонами «Gotha» различных моделей. Кроме этого в Винницу из Одессы были переданы по два моторные вагона Nivelles и La Croyère и несколько прицепных дореволюционных вагонов Коломенского и Мытишинского заводов. Их фотографии в Виннице, к сожалению, не сохранились.

Трамвайная сеть Винницы разсширялась в 1960-е и 1980-е годы. Тогда были построены линии по Хмельницкому шоссе до Барского шоссе, по улице Пирогова до современной конечной «Электросеть», а также линия в жилой масив Вишенка. В тоже время было закрыто движение на трамвайной линии до химкомбината.

Винницкий трамвай "Tatra T4SU" № 143 ставший музейным экспонатом. 2007 г. Автор фото Александр Вельможко.

В начале 1970-х годов в Винницу начали поставлять новые чешские трамваи «Tatra T4SU», которые постепенно вытеснили с городских улиц старые вагоны 2М, а после начала поставок двухсекционных сочлененных трамваев «Tatra KT4SU» улицы Винницы покинули и немецкие трамваи «Gotha».

Чешский трамвай "Tatra KT4SU" в Виннице. Фото 2007 г. Автор - Александр Вельможко.

В конце 2000-х годов на смену чешским трамваям пришли швейцарские вагоны из Цюриха.

Последнее расширение трамвайно сети в Виннице произошло 19 декабря 2014 года, когда открылось движение на новой линии от конечной остановки «Барское шоссе» до Вишенки.

Первые прибывшие из Цюриха трамвайные вагоны в депо Винницы. 2007 г. Автор фото - Александр Вельможко.

Отметим, что силами трамвайного депо Виннице начато строительство трамвайных вагонов «VinWay». Уже построено десять таких трамвайных вагонов. Один из них, построенный на основании чешского вагона «Tatra KT4SU», начал работу с пассажирами в день 105-летия винницкого трамвая.

comments powered by HyperComments