В трамвайном депо Львова восстанавливают еще один ретро-трамвай (ФОТО)

Суббота , 23 марта 2019, 10:22
Во Львове проводят капитальный ремонт трамвая «Tatra T4SU» - такие трамваи в пассажирской эксплуатации в Украине находятся только в Житомире.
В трамвайном депо Львова восстанавливают еще один ретро-трамвай (ФОТО)

В трамвайном депо Львова сейчас идут работы по восстановлению трамвайного вагона «Tatra T4SU» с инвентарным номером 869. Эти работы проводят по той причине, что электрический трамвай Львова в этом году празднует свое 125-летие.

Трамвайные вагоны «Tatra T4SU» являются узкокузовной и узкоколейной версией хорошо известных одесситам вагонов «Tatra T3SU». Кузова вагонов отличаются только шириной – у вагона «Tatra T3SU» она составляет 2500 мм., а у вагона «Tatra T4SU» 2200 мм., а так вагоны могут эксплуатироваться и на широкой, и на узкой колее.

Еще 15 лет тому назад в Украине вагоны «Tatra T4SU» можно было встретить в трех городах Украины – Виннице, Житомире и Львове. Из узкоколейных трамвайных систем Украины эти вагоны не попали только в Евпаторию. Первой от трамваев «Tatra T4SU» во второй половине 2000-х годов отказалась Винница, а во Львове в последний регулярный рейс с пассажирами трамваи «Tatra T4SU» выходили 26 декабря 2011 года. Тогда было принято решение превратить трамвайное депо № 1 в районе Пригородного вокзала в вагонно-ремонтные мастерские, а все исправные вагоны перевести в трамвайное депо № 2 на Подзамче. Депо № 2 не могло обслуживать вагоны «Tatra T4SU» поэтому они так и простаивали в ВРМе.


Так выглядел трамвайный вагон «Gotha T59E» (первый восстановленный во Львове ретро-трамвай) до начала ремонта. Февраль 2014 года. Источник фото - сайт "Городской электротранспорт". Автор фото - Владимир Караим.

Инженер ЛКП «Львовэлектротранс» Дмитрий Янкивский рассказывает, что вагон «Tatra T4SU» уже частично восстанавливали в 2014 году для участия в «Параде трамваев» на День независимости.

«Общественная инициатива «Львовяне за электротранспорт» в начале 2014 года обратилась к руководству ЛКП «Львовэлектротранс» с просьбой сохранить все ретро-вагоны и запретить их списание и утилизации. Кроме вагона «Tatra T4SU» во Львове есть несколько интересных исторических трамваев: это, в частности трамвайный вагон «Sanok SW1» с деревянным кузовом, выпущенный в 1909 году; трамвайный вагон «Gotha T59E» – один из немногих в мире сохранившихся в мире трамваев этой модели; самый первый в мире трамвай «Tatra КT4SU» с № 1001, а также снегоочеститель СХ-2, выпущенный еще в 1954 году», говорит Дмитрий. По его словам тогдашнее руководство «Львовэлектротранса» в во главе с и.о. директора Владимиром Карпой и главным инженером Владимиром Коваливым поддержало идею сохранения ретро-трамваев и подписало приказ по предприятию о запрете списания и утилизации ретро-техники.


Частичное восстановление трамвая «Gotha T59E» в 2014 году. Источник фото - сайт "Городской электротранспорт". Автор фото - Владимир Караим.

«Как наиболее исторически ценный, а также находящийся в критическом техническом состоянии, мы решили в первую очередь восстанавливать ретро-трамвай «Gotha T59E». Он уже много лет не эксплуатировался как служебный – сварочный, у него не хватало окон, а обшивка была повреждена ржавчиной», – рассказывает член общественной инициативы «Львовяне за электротранспорт» Юрий Каукалов.

Бывший руководитель «Львовэлектротранса» Владимир Иванович Карпа рассказывает:

«2014 год был сложным как для предприятия, так и для всей страны в целом. Средств у предприятия на восстановление ретро-трамвая не было, однако мы постарались помочь общественным активистам. Вместе с пресс-секретарем «Львовэлектротранса» Ольгой Бачинской мы решили провести акцию с ретро-трамваями на площади Рынок на День Независимости. Это стало изюминкой праздника и привлекло внимание к восстановлению ретро-трамваев во Львове», – говорит Владимир Карпа. Бывший руководитель «Львовэлектротранса» говорит, что сразу поверил общественным активистам, что им удастся вместе с работниками депо восстановить ретро-трамвай.


Трамваи «Gotha T59E» № 002 и «Tatra T4SU» во время парада трамваев на День Независимости Украины 24 августа 2014 года. Источник - сайт "Городской электротранспорт". Автор фото - Владимир Караим.

«Парни технически грамотные. У всех – инженерное образования. Вот я и решил – при помощи сотрудников депо справятся с ремонтом трамвая. А иначе он в конец обветшает», – говорит Владимир Иванович.

Восстанавливали ретро-трамвай в два этапа: в июле-августе более-менее восстановили кузов трамвая, чтоб его можно было показать людям, а в 2015 – 6 году провели почти полное восстановление трамвая.


Трамвай «Gotha T59E» во время капитально-восстановительного ремонта. 2015 г. Автор фото Александр Вельможко.

«С восстановлением трамвайного вагона нам помогали сотрудники депо и активисты из Житомира и Винницы, где ранее также эксплуатировались трамвайные вагоны «Gotha T59E». Хочу назвать таких людей, как Тарас Коротун и Олег Матюхов из Житомира и Винницы, которые помогли достать оригинальные оконные рамы из алюминиевого профиля. Кроме того, львовская туристическая фирма «Лемберг Тревел» оказала финансовую помощь в восстановлении трамвая. Еще одним инвестором восстановления ретро-вагона стал фанат трамваев и железных дорог Вольфрам Венделин, который также пожертвовал средства на ремонт ретро-трамвая. Огромное спасибо руководству трамвайного депо – начальнику Роману Васылышину и главному инженеру Владимиру Казимировичу, а также всем сотрудникам трамвайного депо старшего поколения – именно благодаря тем ветеранам, которые еще помнили немецкие трамваи, удалось восстановить электрооборудование вагона. Контроллер вагона отремонтировал Степан Луцишин, а всю проводку восстановили благодаря электрикам-ветеранам Ивану Криворуке и Ивану Билинскому», – рассказывает Юрий Каукалов.


Трамвай «Gotha T59E» во время выставки ретро-трамваев. 2018 г. Автор фото - Роман Зарума.

Многие аутентичные элементы трамвая, к сожалению, утеряны безвозвратно – например, мягкие сидения. Наиболее похожими на них были сидения от троллейбусов «Skoda 14Tr».

«К нам обратились общественные активисты, которые восстанавливали ретро-трамвай. Попросили, чтоб мы передали им сидения от списанных троллейбусов «Skoda 14Tr». Конечно, мы согласились. Парни сами демонтировали сидения. Потом эти сидения переобшили. В детстве я ездил на трамваях «Gotha», так сидения от троллейбуса практически такие, как были в этих трамваях», – говорит главный инженер троллейбусного депо Богдан Лата.

Частичное восстановления трамвая «Tatra T4SU» в 2014 году. Источник фото - сайт "Городской электротранспорт", автор фото - Владимир Караим.

Еще один бывший директор «Львовэлектротранса» Михаил Сидорович говорит, что ему очень приятно, что силами общественности и сотрудников трамвайного депо восстановили ретро-трамвай.

«Могу сказать – и активисты, и работники депо молодцы. Вагон после восстановления получился такой, как я помню его с детства. Он участвовал не только в экскурсиях по городу, а в целом ряде акций – днях открытых дверей в депо, параде трамваев на День Независимости, Днях европейского наследия. Такие инициативы, я считаю, нужно поддерживать» - говорит Сидорович.


Трамвай «Tatra T4SU» № 869 во время экскурсионной поездки "Путями львовских трамваев" в 2014 г. Источник - сайт "Городской электротранспорт". Автор фото - Юрий Борис.

Что до трамвая «Tatra T4SU», то его также подремонтировали в 2014 году, однако сейчас ремонт проводят в объеме капитально-восстановительного ремонта. Работники депо и вагонно-ремонтных мастерских уже провели работы по укреплению кузова трамвайного вагона и настелили новый пол. В процессе ремонта заменят всю внутреннею обшивку вагона, проведут капитальный ремонт ходовых тележек и всего электрического оборудования.


Кузов трамвая «Tatra T4SU» во время капитально-восстановительного ремонта. Фото - ЛКП "Львовэлектротранс".

«Мы постараемся восстановить вагон таким, каким он вышел с завода в 1979 году. Часть работ уже выполнили. Завершим ремонт в мае, чтоб на 125-летний юбилей львовского электрического трамвая он уже ездил по городу», – говорит начальник вагоноремонтных мастерских ЛКП «Львовэлектротранс» Андрей Калнык.


В салоне трамвая полностью демонтировали внутреннию обшивку и меняют пол.

По словам и.о. директора «Львовэлектротранса» Владимира Ковалива, после завершения капитально-восстановительного ремонта трамвая «Tatra T4SU» он будет использоваться, как экскурсионный.

«У нас часто арендуют трамваи для экскурсий. Ретро трамваи просят в аренду для съемок клипов или исторических фильмом. Сейчас мы будем иметь трамвай, который будет использовать специально как экскурсионный», – говорит Владимир Ковалив.


Кузов вагона очистили от старой краски. Ведется подготовка к шпатлеванию, грунтованию и покраске кузова.

Источник фото - ЛКП "Львовэлектротранс", сайт "Городской электротранспорт".

comments powered by HyperComments