Одесский скоростной трамвай "Север-Юг" будет проходить центр города в тоннеле
Во время вчерашней экстренной сессии городского совета были приняты, помимо всего прочего, также изменения в проект реконструкции улицы Софиевской. Теперь даже официально этот процесс нужно называть не капитальным ремонтом, а именно "реконструкцией",
При первоначальных исследовательских работах и заложении шурфов в момент демонтажа старых трамвайных рельсов было выяснено, что грунты в этом районе позволяют проложить под улицей Софиевской тоннель мелкого заложения. Он станет первой очередью более масштабного проекта, который позволит проложить под землей всю линию маршрута скоростного трамвая "Север-Юг" в центре Одессы между Пересыпским мостом и железнодорожным вокзалом.
"Это было важное политическое решение, подкрепленное геологическими исследованиями. На улице Софиевской будет проложен тоннель, открытым способом - то есть, подрядчик сначала выкопает тоннель, своего рода канаву, глубиной 6-7 метров, затем проведет работы по гидроизоляции, укреплению, переносу всех коммуникаций и проложит в нем трамвайные пути. А затем мы перекроем тоннель железобетонными конструкциями, наподобие мостовых пролетов, и восстановим проезжую часть улицы Софиевской - где сохранится обычная линия трамвая на поверхности. Финансирование мы будем получать частично из средств городского бюджета, частично - из государственного, о чем уже есть договоренность." - заявил во время брифинга после сессии городской голова Геннадий Труханов.
Первоначальный проект обычного капитального ремонта с заменой трамвайных путей по Софиевской стоил, согласно тендерной документации в системе "Прозорро", 161,4 миллиона гривен. Проект прокладки тоннеля, ориентировочно, добавляет еще чуть более 500 миллионов. Итоговая стоимость оценивается примерно в 666 миллионов гривен. Половину из них изыщут из муниципального бюджета, еще половина пройдет в виде субвенции из фондов министерства регионального развития.
По словам директора городского департамента транспорта Александра Илько, тоннель станет первой очередью более масштабного проекта: "Мы, так сказать, получим первый опыт при сооружении тоннеля на Софиевской. А затем, по мере изыскания средств, будет строиться и вторая очередь. К сожалению, открытым способом всю вторую очередь от Софиевской до Старосенной площади построить не получится. Поэтому по технологиям метростроя придется делать тоннель глубокого заложения от Софиевской до Александровского проспекта. А затем под Александровским проспектом тоннель будут прокладывать открытым способом аж до самого Новощепного Ряда" - рассказал Илько.
По оптимистичным прогнозам чиновников, строительство тоннеля под Софиевской увеличит сроки реконструкции на год - до декабря 2020 года. А о сроках второй очереди говорить пока рано - это займет, после 2020 года, еще, ориентировочно, 3-5 лет.
О конкретных моментах работы трамваев рассказал директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман: "К сожалению, придется "потерпеть" до конца 2020 года с временными схемами движения трамваев. А когда запустят тоннель, то работа будет организована так. По сквозному маршруту "Север-Юг" будут ходить с поселка Котовского к Люстдорфу те односекционные вагоны "Одиссей" и те, которые мы будем покупать по кредиту Европейского инвестиционного банка. А в тоннель пойдут те 24 многосекционных трамвая, которые мы будем частично закупать по тому же кредиту, частично собирать сами - причем эти трамваи будут двусторонними, чтобы обойтись без разворотного кольца. Будет две подземных станции - в районе улицы Ольгиевской и в районе пересечения Софиевской и Преображенской. Станции будут компактные, с длиной перрона до 40 метров, что позволит принять почти любой современный 3-5-секционный трамвайный вагон. Таким образом мы обеспечим скоростной маршрут без пробок с поселка Котовского в исторический центр города, очень удобный для студентов и всех, кто работает или отдыхает в центре".
К слову, в Украине подземный трамвай имеется на скоростной линии в Кривом Роге - там часть ее проходит в тоннелях мелкого заложения под центральной частью города. Аналогичное решение реализовано и в Волгограде. На маршрутах подземного скоростного трамвая там работают такие же вагоны "Татра", как и в Одессе, а также более современные вагоны.
На фото: скоростной трамвай в Кривом Роге, автор Андрей Харьковой