Во Львове прошел парад трамваев
Львов в эти выходные праздновал 125-летие с дня открытия трамвайного движения во Львове. К юбилею электрического трамвая в столице Галычины приурочили целый ряд мероприятий, которые завершились парадом трамваев. Он начался в около 17 часов вечера и прошел по маршруту «ул. Сахарова – ул. Витовского – ул. Франка – ул. Подвальная – пл. Рынок – ул. Дорошенко – ул. Бандеры – Трамвайное депо». На площади Рынок трамваи сделали остановку примерно на 10 минут, чтоб их могли осмотреть горожане и гости Львова.
Парад трамваев открывал самый старый аутентичный трамвай Украины – это трамвай «Sanok SW1», выпущенный еще в 1909 году. У этого вагона деревянный кузов, оббитый листовым металлом. Выпущен он на заводе «Sanowag» в городе Саноке на территории современной Польши. До 1943 года этот вагон трудился в польском городе Тарнуве, после закрытия трамвайного движения был передан во Львов, где вагоны этой модели работали начиная с 1903 года. В отличии от большинства трамваев «Sanok», вагона № 093 не коснулась модернизация 1949 – 1959 годов, он так и оставался двухсторонним так как обслуживал маршруты № 10 и 12 вверх по улице Ивана Франка и на Высокий Замок, где не было разворотных колец. После закрытия этих маршрутов был переделан в односторонний вагон и стал экскурсионным. Несмотря на почтенный возраст в 110 лет этот трамвай до сих пор на ходу, однако покидает депо только по большим праздникам.
Трамвайный вагон «Gotha T59E» – один из двух пассажирских вагонов «Gotha» немецкого производства, которые сохранились в Украине. Кроме Львова вагон «Gotha T57» есть также в Виннице. И если винницкий вагон передан в город из Евпатории (от оригинального винницкого вагона № 104 на данный момент остался только кузов), то львовский вагон всю свою «жизнь» проработал во Львове. Пассажиров на маршрутах он возил с 1960 по 1981 год. С 1981 по 2014 год трудился в службе пути – вагон был переделан на Львовском трамвайно-троллейбусном ремонтном заводе в рельсосварочный. В 2014 году по инициативе общественной организации «Львовяне за электротранспорт» вагон был восстановлен в более-менее автентичном виде. В восстановлении трамвайного вагона приняли участие как сотрудники трамвайного депо, так и сами общественные активисты. Финансовую помощь в восстановлении трамвайного вагона оказала туристическая компания «Лемберг Тревел», а также меценаты из Украины и Австрии, в частности житомирянин Тарас Коротун, а также Вольфрам Венделин из Вены. Начиная с 2016 года, вагон является ходовым музейным экспонатом.
Трамвайный вагон «Tatra T4SU» очень похож на родные для одесситов трамваи «Tatra T3SU». Разница между ними только в габарите вагона – ширина вагона «Tatra T4SU» 2200 мм., а у «Tatra T3SU» – 2500 мм. Во Львове трамваи «Tatra T4SU» работали на маршрутах с 1972 года по 26 декабря 2011 года. Большинство из 83 вагонов этой модели, которые поступили во Львов, уже списано. В 2019 году силами вагонно-ремонтных мастерских ЛКП «Львовэлектротранс» восстановлен один из трех сохранившихся трамвайных вагонов «Tatra T4SU» с инвентарным номером 869. В маршрутной эксплуатации трамваи «Tatra T4SU» все еще находятся в Житомире. В Днепре можно встретить модернизированные вагоны немецкой модификации этих трамваев «Tatra T4D».
Кроме ретро-трамваев в параде приняли участие три вагона, которые ежедневно можно встретить на улицах Львова – это трамвайный вагон «Tatra KT4D» № 1152, который в 2008 году прибыл из Эрфурта, вагон «Tatra KT4DM» № 1204 из Берлина, а также трамвай «Электрон» T3L44.
Во время остановки парадных трамваев на площади Рынок множество людей подошло посмотреть их и сфотографироваться с ретро подвижным составом. Только вот чиновники горсовета в акции не участвовали – одновременно с «Парадом трамваев» на площади Рынок проходила бессрочная акция за отставку городского головы Львова Андрея Садового.