Электрический трамвай Одессы празднует 109 день рождения (ВИДЕО)
Хотя электрический трамвай в Одессе появился намного позднее, чем в других украинских городах – Киеве, Львове, Черновцах, Днепре, Житомире, Кропивницком и других, на сегодня Одесский трамвай не только одно из самых больших трамвайных хозяйств Украины, но самое успешное – КП «Одесгорэлектротранс» вместе с Винницкой транспортной компанией прочно удерживает первое место среди крупных электротранспортных хозяйств Украины.
В нашем видеоролике - краткий обзор того, как в Одессе собирают новые трамваи. Этот процесс идет с 2015 года и останавливаться на достигнутом не планируют.
А начинался электрический трамвай Одессы 109 лет тому назад со строительства т.н. «Выставочной линии», которая начала свою работу 11 сентября 1910 года по старому стилю (24 сентября по новому). Вот как описал появление первого электрического трамвая на улицах Одессы писатель Юрий Олеша: «Трамвай показался на Строгоновском мосте, желтокрасный, со стеклянным тамбуром впереди. Под наши крики он прошел мимо нас с тамбуром, наполненным людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собою водой. Там же градоначальник Толмачев в очках и с рыжеватыми усами. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили его имя: — Легоде. Это был директор бельгийской компании».
Проект электрических трамвайных вагонов для Одессы был утвержден Городской Думой еще в 1908 году. Разрабатывали этот проект одесские инженеры А.В. Гусев и В.А. Воловиковский. Первые вагоны для Одессы были построены в Бельгии компанией «Société Anonyme des Ateliers de Godarville». Первые одесские трамваи были двухсторонними с кабинами в передней и задней части вагона. Изначально водитель управлял трамваем стоя – сидение для него появилось только в 1920-х годах. К 1917 году в Одессе уже насчитывалось три сотни трамвайных вагонов – моторных и прицепных.
Отметим, что изначально одесский электрический трамвай был узкоколейным – ширина колеи составляла 1000 мм., как сейчас в Виннице, Житомире и Львове. Собственно узкая колея в Одессе и стала причиной постройки первого собственно одесского трамвая с № 424, который был построен мастерскими трамвайного треста в 1932-3 годах. Ситуация изменилась в 1934 году – тогда в Одессе начали массовую «перешивку» трамвайных маршрутов узкой колеи на стандартную для СССР ширину колеи 1524 мм. С 1935 года в Одессу начали поставляться серийные ширококолейные вагоны модели «Х» (моторные) и «М» (прицепные).
Интересно, что сеть узкоколейного трамвая в Одессе пережила Вторую мировую войну. Последние маршруты узкой колеи в Одессе были «перешиты» либо закрыты в 1960-е годы. Последний узкоколейный маршрут Одессы № 30 был закрыт в 1971 году.
В послевоенные годы в Одессу поставлялись трамваи различных моделей – сначала поезда из двухосных моторного и прицепного вагонов КТМ-1/КТП-1 и КТМ-2/КТП-2, затем четырехосные МТВ-82 и РВЗ-6. Если вагоны МТВ-82 прожили в Одессе долгую жизнь, то РВЗ-6 не прижились, поскольку в городе не хотели организовывать ремонтную базу под эти вагоны. Прибывшие в 1964 году вагоны рижского завода покинули улицы Одессы уже в начале 1980-х годов. В 1963 году в Одессу также попали поезда из моторного и прицепного немецких вагонов «Gotha T2-62» и «Gotha B2-62». Из-за небольшой вместительности и узкого габарита «немцы» также не прижились в Одессе – их передали во Львов, где, кстати говоря, до сих пор сохранился служебный трамвай № 001, который построен на базе одесского.
В 1966 году в Одессу началась поставка чешских трамвайных вагонов «Tatra T3SU». Сначала в двухдверной, а затем и в трехдверной модификации. Постепенно чешские «Татры» вытеснили с улиц Одессы все другие модели трамваев – они сохранились только в качестве служебных или экскурсионных – вагоны КТМ-2/КТП-2 ушли с одесских улиц в средине 1980-х, а последие МТВ-82 доработали до 1989 года.
В Одессе всегда была очень мощная ремонтная трамвайная служба. Именно благодаря этому в 2001-2012 год в Одессе собственными силами провели модернизацию 112 трамвайных вагонов «Tatra T3SU». Во время модернизации трамваям с хорошими кузовами меняли реостатно-контакторную систему управления тяговым электроприводом на современную транзисторно-импульсную.
В 2015 году одесские трамвайщики освоили сборку новых трамвайных вагонов Т3UA3 «Каштан» на базе готовых кузовов производства калушского завода «Будмаш» и современной электроники, которые поставляются компанией «Политехносервис». От старых одесских вагонов «Tatra T3SU» остаются только тележки, которые проходят капитально-восстановительный ремонт. На данный момент выпущено уже 16 трамваев по проекту «Каштан». С 2018 года новые трамваи для Одессы в мастерских на Алексеевской площади строят уже с абсолютно новым одесским дизайном. Эти трамваи получили название «Одиссей» - его выбрали сами одесситы по время проведения конкурса. На данным момент уже построено 2 «Одиссея», еще 2 почти готовы и еще два - в процессе сборки. В этом году в Одессе появился первый трехсекционный трамвай «Одиссей-Макс». Его также собрали силами вагоноремонтных мастерских. Первый вагон получил № 4061. Еще один планируют построить до конца года.