Трамваи Одессы в 1993 году на фото немецкого эксперта

Пятница , 1 ноября 2019, 10:10
Несколько дней назад в Одессе побывал известный в профильных кругах немецкий фотограф и транспортный эксперт Александр Вебер (Alexander Weber). По этому случаю он опубликовал несколько фотографий одесских трамваев, сделанных еще в 1993 году.
Трамваи Одессы в 1993 году на фото немецкого эксперта

Его интерес к Одессе достаточно давний. В первый раз он побывал в Одессе в 1993 году. И сейчас, сравнивая ситуацию в городе, он отмечает значительные улучшения в работе городского электротранспорта.

"Фото с моего первого визита в Одессу (ua) в июле 1993 года, когда трамвай ходил не очень часто. Иногда нужно было ждать больше получаса, чтобы поймать трамвай. Когда я сравнил это с моим визитом три недели назад - ситуация действительно сильно изменилась" - пишет Александр.

В 1993 году на многих маршрутах можно было встретить составы из трех вагонов. В частности, на 10-м маршруте были даже "тройники" из вагонов самой ранней, двудверной модификации "Татр". Это фото - тогда еще улица Советской Армии. Задние стекла трамвая - "импровизация" в условиях дефицита запчастей, причем один из фрагментов стекла отсутствует вовсе. Тот же состав - и на заглавном фото, на Тираспольской площади.

5-й маршрут, улица Чижикова (Пантелеймоновская) угол Советской Армии (Преображенская).

Конечная ликвидированного в 2005 году маршрута №4 в парке Шевченко. Сейчас на ее месте ресторан. Вагону на фото на момент съемки нет и 10 лет, но одна из фар закрыта заглушкой - таким было качество технического обслуживания в то время.

На трамвайных путях, ведущих от улицы Чижикова (Пантелеймоновской) прямо на Водопроводную тогда стояли готовые в любой момент к работе служебные трамваи. Этот вагон с бортовым номером 935 модели МТВ-82 до 1989 года обслуживал "тупиковый" маршрут №19, затем до 2004 года работал служебным буксиром, пока не сгорел. Сейчас он восстановлен и стоит в качестве памятника и ресторана на 6-й станции Фонтана.

Линию трамвая от улицы Пантелеймоновской на Водопроводную ликвидировали в том самом 1993 году во время строительства подземного перехода. Она позволяла трамваям с линии на Большой Фонтан заезжать в депо самым коротким путем. А в случае ремонтов путей по улице Чижикова (Пантелеймоновской) у рынка "Привоз" она также позволяла трамваям 5-го и 28-го маршрутов, едущим со стороны Аркадии и парка Шевченко - заехать в депо на улице Водопроводной и там развернуться, либо выехать на Новощепной Ряд и потом ехать далее по маршруту. 

На улице Эстонской (Новощепной Ряд) тогда стояли служебные грузовые трамваи. А сама улица еще с советских времен являла собой образец разрухи и бардака.

Редкий случай, когда служебный трамвай-кран выезжал на городские улицы. Долгое время считалось, что это переоборудованный бывший московский трамвай "Ф" примерно 1908 года выпуска, переданный в Одессу в 1948 году. Лишь пару лет назад выяснилось, что это служебный вагон, построенный на раме закупленного в Одессу в 1930-е гг. трамвая "Х". Сейчас рама этого трамвая стоит в музее одесского электротранспорта.

Трамвайное депо №3 на Алексеевской площади - тогда оно называлось "Депо Ильича". Помимо пассажирских "Татр" видно тот самый служебный вагон-кран, а также служебный вагон модели "КТМ-2". Трамваи "КТМ-2" ходили по одесским маршрутам до 1987 года - дольше всего в бывшем СССР.

comments powered by HyperComments