Во Львове трамваи снова курсируют к главному вокзалу (ФОТО, ВИДЕО)

Вторник , 10 декабря 2019, 09:46
В субботу 7 декабря открыли для общественного транспорта правую часть площади Двирцевой, реконструкция которой продолжается
Во Львове трамваи снова курсируют к главному вокзалу (ФОТО, ВИДЕО)

С субботы 7 декабря 2019 года трамваи маршрутов № 1, 4 и 9 снова курсируют к главному вокзалу – после реконструкции, которая началась еще весной этого года, для движения транспорта открыли правую часть (если смотреть на железнодорожный вокзал) площади Двирцевой. На правую часть площади Двирцевой «переехали» также конечные остановки городских автобусов – ранее они находились в сквере по левую руку от главного входа в львовский железнодорожный вокзал. Также завершились работы по обустройству посадочных платформ и стоянки для междугородных автобусов, которые курсируют от автовокзала «Двирцевый», однако еще в воскресенье эти автобусы отправлялись с временной автостанции, которая находится на парковке «Укрзализныци» около вокзала.

На данный момент завершена только часть работ по реконструкции площади Двирцевой – на первом этапе на площади реконструировали инфраструктуру для общественного транспорта. Работы по сооружению фонтана и реконструкции левой части площади, которую отвели для частного транспорта, будут продолжаться и в следующем году. Изначально планировалось, что на левой части площади перед главным вокзалом Львова появится подземный паркинг, однако городские власти пока не нашли инвестора, который бы профинансировал его строительство. Это и не удивительно – общая стоимость реконструкции площади Двирцевой во Львове составляет более 5 миллионов евро в эквиваленте. Реконструкция проводится за бюджетные средства, хотя 10 лет тому назад планировалось, что трамвайную инфраструктуру на Двирцевой реконструируют за средства ЕБРР, который в 2009 году выделил «Львовавтодору» кредит в сумме 26 миллионов евро для реконструкции улиц вдоль трамвайных маршрутов № 2 и 6.

Проект реконструкции площади Двирцевой разработан коммунальным проектным «Институтом пространственного развития». Проект был заказан ЛКП «Львовавтодор», который является заказчиком реконструкции площади Двирцевой, в декабре 2017 года. Он обошелся предприятию в 1 миллион 195 тысяч 787 гривен и 36 копеек. Проект был готов уже к началу апреле 2018 года, тогда общественности Львова показали визуализации площади Двирцевой после реконструкции. Основной «фишкой» проект является разделение площади на две части – правую часть полностью отдали общественному транспорту – трамваям и автобусам, а левую – частному транспорту. Кроме того, согласно с проектом, трамвайную остановку для высадки пассажиров решили приблизить к входу в главный вокзал. Правда, не в центральный вестибюль с кассами, а к входу в пригородный зал – из него также имеется туннель, через который пассажиры попадают на железнодорожные платформы. Остановку для посадки разместили несколько далее.

Экспертиза проекта реконструкции площади Двирцевой во Львове была проведена ГП «Западный экспертно-технический центр гоструда» в апреле 2018 года.

Тендер на выполнение работ по реконструкции площади Двирцевой был объявлен 14 августа 2018 года. Ожидаемая стоимость закупки составила более 167,5 млн. грн. В тендере на реконструкцию площади Двирцевой приняли участие две компании – ЧАО «Львовское специализированное строительно-монтажное управление № 1» и турецкая компания ООО «Онур Конструкцион Интернешнл». Именно она и стала победителем тендера, оценив работы по реконструкции площади в 165,505 млн. грн.

Работы по реконструкции площади Двирцевой стартовали весной 2019 года. В мае текущего года сообщение с главным вокзалом осуществлялось только автобусными маршрутами – старое разворотное кольцо разобрали для проведения реконструкции.

Если ранее путевое развитие конечной остановки трамваев на площади Двирцевой состояло из обгонного и запасного пути, теперь оно гораздо сложнее. Для высадки пассажиров оборудованы две платформы около пригородного зала главного вокзала. Для посадки обустроены также две платформы. Есть пути для обгона и для отстоя. Впервые в Украине на площади Двирцевой использованы двуперые стрелки с гибкими остряками. Сами стрелки – польского производства, автоматика для них – чешской компании «Электролайн». «Расходные» стрелки оборудованы специальными светофорами. Заметим, правда, что аналогичные стрелки уже изготовляются и в Украине – их производит Днепровский стрелочный завод.

Есть и особенности контактной сети – как рассказали в «Львовавтодоре», использована арматура контактной сети и даже опоры европейского производства. Для того, чтоб избежать провисания контактного провода, использованы грузовые компенсаторы натяжения.

Посадочные платформы на трамвайных остановках выполнены в соответствии с требованиями инклюзивности и нормативных документов КДП 204/12 Украина 240-95 и ДБН В.2.3-5:2001 «Улицы и дороги населенных пунктов». Высота посадочных платформ – 25 сантиметров от уровня головки рельса. Такая высота в частности, обеспечивает комфортную посадку в трамвай для маломобильных пассажиров, а также возможность эксплуатации всех моделей трамвайных вагонов, в том числе – с поворотно-раздвижными дверями, которые открываются наружу. Поэтому никаких проблем с эксплуатацией трамваев из Берлина на площади Двирцевой не должно быть. Также для удобства маломобильных трамвайные остановки оборудованы наклонными пандусами.

Что касается автобусных остановок, то они также оборудованы посадочными площадками. Все без исключения остановки имеют довольно большие павильоны для ожидания, которые изготовила львовская компания «Дальта». Павильоны имеют подстветку.

Для удобства водителей электротранспорта на площади Двирцевой оборудовали диспетчерский пункт с комнатой отдыха и приема пищи. Его сооружение, правда, пока не завершено.

Подумали проектанты и об озеленении площади – тут высадили молодые деревья. Кроме того, оборудовали велопарковки.

Есть, правда, и «ложка дегтя» – до площади Двирцевой пока-что не курсирует популярный во Львове трамвайный маршрут № 6. Дело в том, что на этом маршруте курсируют трамвайные вагоны модели «Tatra KT4DM», которые в прошлом году Львов приобрел в Берлине. Их полноценной работе на маршруте к главному вокзалу мешают построенные с нарушением ряда нормативных документов (в том числе КДП 204/12 Украина 240-95 и ДБН В.2.3-5:2001) посадочные платформы на остановке «Пригородный вокзал». Высота этих платформ – 360 мм., что выше, чем первая ступенька загруженного трамвайного вагона с изношенными бандажами. Край платформ не дает вагонам из Берлина открыть двери на остановках. Хотя эту проблема проявила себе еще больше года назад, за более чем полгода реконструкции Двирцевой платформы возле Пригородного вокзала не перестроили. Более того, была возможность обустроить временные остановки без платформ для трамвая № 6, однако он пока что курсирует до трамвайного депо на Городоцкой, 185. Очевидно, кто-то из крупных чиновников Львовского горсовета еще не принял должное решение.

Большинство львовских специалистов в области транспорта и инфраструктуры позитивно оценили реконструированную часть площади Двирцевой. В частности, депутат Львовского горсовета Игорь Дякович, который занимается вопросами доступности и защитой интересов людей с инвалидностью считает, что в основном обновленная часть площади Двирцевой отвечает всем требованиям инклюзивности. Он, правда, отмечает, что есть определенные недостатки, связанные с новизной стандартов и строительных норм в части инклюзивности, однако безбарьерный доступ к городскому общественному транспорту для маломобильных обеспечен.

Также позитивно оценивает реконструкцию площади Двирцевой и лидер общественной организации «Варта 1», депутат Львовского городского совета Игорь Зинкевич.

«Мне было важно, чтоб при строительстве инфраструктуры общественного транспорта на Двирцевой она была удобна для всех пассажиров и в тоже время была адаптирована для всех моделей трамваев украинского производства, а также тех вагонов, которые могут поставляться из Европы. Что касается других трамвайных линий, то мне часто жаловались пассажиры, что платформы выше, чем первая ступенька вагона, поэтому при выходе люди часто зацеплялись о край платформы и падали. Правда без серьезных травм, но все равно неприятно.

Поэтому я обратился к заместителю городского головы Львова Сергею Бабаку с просьбой перепроверить проектную документацию по Двирцевой в части трамвайной инфраструктуры. Мои предложения были учтены. Важно, чтоб и в других местах проектные ошибки исправили.

Сейчас есть мелкие недостатки, например водителей городских автобусов не проинструктировали, где именно они должны проводить высадку пассажиров, поэтому в первые дни пассажиров высаживали на платформы автостанции. Возможно бы стоило маршрут разворота обозначить знаками, табличками или разметкой. Однако в целом оценка позитивная. Надеюсь, что инфраструктура второй части площади также будет на высоте. И еще – хотелось бы, чтоб к главному вокзалу курсировал не только трамвай, но и троллейбус. После реконструкции Двирцевой, его разворот на правой части площади вполне реален», – говорит Игорь Зинкевич.

Есть, правда, и такие, которые остались недовольны реконструкцией площади Двирцевой. Это, в частности, внештатный советник городского головы Львова по вопросам инклюзивности, руководитель общественной организации «Реабилитация лиц с инвалидностью» Ярослав Грибальский. Еще в октябре 2019 года он инициировал внеплановую проверку работ инспекторами Государственной архитектурно-строительной инспекции, в которой и принял участие. Претензии Ярослава Грибальского касаются размещения и оборудования паркомест для лиц с инвалидностью, размера щелей доджеприемников на площади, неправильной укладки тактильной плитки, использования колотой базальтовой брусчатки на пандусах, а также … неправильного (по мнению Ярослава Грибальского) обустройства остановок общественного транспорта. Советник мэра настаивает на том, что как и на линии скоростного трамвая в Киеве, высота посадочных платформ на трамвайных остановках составляла 360 мм. от уровня головки рельсов.

Как говорит Юрий Каукалов, член общественной инициативы «Львовяне за электротранспорт» и профессиональный строитель-проектировщик, часть претензий Ярослава Грибальского действительно обоснованы. Это, в частности, касается конструкции решеток дождеприемников и использования колотой брусчатки. Однако, с точки зрения остановочной инфраструктуры огрехов и отступлений от государственных норм нет.

«Проект реконструкции площади Двирцевой выполнен еще в начале 2018 года. Тогда действовал ДБН В.2.3-5:2001 «Улицы и дороги населенных пунктов». Там четко была прописана высота посадочных платформ на трамвайных остановках – от 10 до 30 сантиметров. Аналогичную норму, между прочим, содержат специальные правила размещения и оборудования остановок общественного транспорта КДП 204/12 Украина 240-95, которые действуют с 1995 года и которые никто не отменял.

Действительно, с сентября 2018 года введены в действия новые государственный строительные нормы ДБН В.2.3-5:2018 «Улицы и дороги населенных пунктов», где сказано, что уровень посадочной платформы на трамвайных остановках должен быть на уровне первой ступеньки или пола трамвайного вагона. Однако никаких числовых данных там нет. Аналогичная норма записана в ДБН В.2.3-18:2007, который касается проектирования и строительства линий электротранспорта. Государственный стандарт ДСТУ 4070 действительно говорит о максимальной высоте первой ступеньки трамвайного вагона в 360 мм., однако он не говорит, что этот уровень не может быть ниже.

В Украине есть проектный институт, который занимается вопросами электротранспорта и его инфраструктуры – это ГП «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства». Этот институт еще в прошлом году дал разъяснение по поводу требования государственных строительных норм и определил рекомендованную высоту платформ на трамвайных остановках в 200 – 250 мм.», – объясняет Юрий Каукалов.

Заметим, что реконструкцией площади Двирцевой переобустройство привокзального пространства во Львове не ограничится. Сейчас разрабатывается проект реконструкции улицы Черновицкой, которая ведет от улицы Городоцкой к главному вокзалу. Этот проект также разрабатывается ЛКП «Институт пространственного развития». Он предусматривает появление на улице Черновицкой центрального пешеходного бульвара и разделение потоков общественного и частного транспорта. С правой стороны улицы Черновицкой будет две полосы для движения общественного транспорта, а с левой – две полосы для движения частного транспорта. Несмотря на определенные преимущества такой организации движения, есть и определенные неувязки. В частности, действующие в Украине Правила дорожного движения предусматривают обустройство выделенных полос для общественного транспорта попутно с основным потоком.

Автор фото – Игорь Зинкевич. Автор видео - Лидия Филипчук.

 

comments powered by HyperComments