В Украине почти вымер речной пассажирский транспорт
В первые годы независимости Украины, речные пассажирские рейсы были довольно популярны среди пассажиров. Из Киева «Ракеты» и другие суда на подводных крыльях плавали в Черкассы, Канев, а также до Чернигова по Десне. Водным путем можно было из Запорожья добраться до Днепра, а по Черному морю – из Запорожья, Николаева и Херсона в Одессу. Также существовало множество «прогулочных» рейсов на реках, озерах и морском побережье. За 27 лет независимости пассажиропоток речного транспорта сократился в 40 раз. Рудиментарные прогулочные рейсы сохранились на Днепре и Южном Буге, а также на черноморском побережье.
В 1990 году речной транспорт в Украине обслуживал до 18 млн. пассажиров в год. Теплоходы на подводных крыльях «Ракета», «Полесье» и «Комета» были основным видом водного транспорта и развивали скорость 60 – 80 км. в час. Их потребление топлива находилось на отметке около 100 литров в час. Поток пассажиров начал катастрофически падать начиная с 1992 года, в 2017 году по официальным данным было перевезено всего 400 тыс. пассажиров.
Главная причина упадка речных пассажирских перевозок – их экономическая невыгодность из-за «прожорливости» судов и высокой цены топлива. Как подсчитали в Украинском Дунайском пароходстве, если возродить популярный в советское время теплоходный маршрут «Одесса – Измаил», то билет будет стоить около 500 грн., в тоже самое время автобусный стоит 150 грн.
В начале 1990-х годов флот речных пассажирских судов составлял около 2500 единиц. Теперь же на плаву лишь около 150 судов. Остальные давно сдали в металлолом.
На сегодня, две компании в Украине пытаются возрождать речной пассажирский транспорт – это «Нибулон» и «Полесье ОNE». Лише первой из этих компаний удалось запустить регулярные рейсы по маршруту «Каховка – Голая Пристань» и прогулочные около Николаева. Однако это скорее социальный имиджевый проект, убыточный для компании.
Собственник судов на подводных крыльях Дмитрий Власов говорит о том, что за годы Независимости украинцы отвыкли от пользования речным транспортом. Хотя в ряде случаев поездки по воде могут быть быстрее, чем по суше, но из за ценового фактора люди выбирают железную дорогу и маршрутки.
Кроме того преградой к возрождению речного транспорта Власов называет разрушение существовавшей во времена СССР инфраструктуры причалов на реках Украины.
По мнению экспертов, речные пассажирские перевозки в Украине могут возродиться. Особенно это касается летнего пика перевозок, когда железные дороги не могут перевезти всех желающих. И хотя речные перевозки будут проигрывать железнодорожным и автомобильным, взять свое они смогут за счет повышения уровня комфорта перевозок. Для возрождения речного пассажирского флота нужно проводить комплексную модернизацию теплоходов типа «Полесье», «Комета» и «Ракета» с установкой более экономичных двигателей.