Ледокол "Ноосфера" отправился в первую антарктическую экспедицию под флагом Украины (ФОТО, ВИДЕО)
читайте нас в Telegram
Долгожданный выход в свою первую антарктическую миссию под флагом Украины ледокола "Ноосфера" был анонсирован Национальным Антарктическим научным центром (НАНЦ) на 28 января. Все началось в полдень - когда руководство Одесской ОГА и НАНЦ дали на морском вокзале совместную пресс-конференцию. После этого журналисты ожидали немедленного выхода судна в море. Но не тут-то было.
Отправление задержалось. Сначала назвали время в 14 часов. Затем - около 16 часов. Но лишь после 19 часов вечера, уже под покровом ночи, ледокол все-таки отдал швартовы, миновал Воронцовский маяк и направился курсом на антарктическую станцию "Академик Вернадский". Как это было - смотрите в нашем видеосюжете, где мы пообщались с самым опытным моряком из экипажа ледокола Андисом Кубулиньшем и руководителем НАНЦ Евгением Диким.
Сам ледокол был построен еще в 1990 году в Великобритании и более 30 лет был служил королеве Елизавете II под названием "Джеймс Кларк Росс". Это многофункциональное судно - оно может полноценно работать в тяжелых льдах, в том числе проводить караваны торговых судов, оно может быть судном обеспечения для полярных научных станций в Антарктиде и может быть настоящим научно-исследовательским институтом.
Ледокол может "зависнуть" в одной точке океана, не отклоняясь от заданных координат более чем на пару десятков сантиметров. Он может опускать подводные аппараты на глубину до 8 км - для исследований океана и морского дна. Его лаборатории имеют почти все для биологических, метеорологических, гидрологических и геологических исследований Мирового океана.
Водоизмещение ледокола порядка 5700 тонн, длина 99,7 метра, максимальная скорость до 18-19 узлов. Но на "максимуме" у судна очень большой расход топлива, поэтому оптимальный скоростной режим при плавании в чистом от льдов море - 10-12 узлов - так как его обводы больше приспособлены для проламывания льда, а не для высоких скоростей.
Судно приобрела Украину за 5 миллионов долларов 2021 года. 5 октября оно пришло в Одессу. впоследствии 22 октября получило новое название, определенное в ходе конкурса – "Ноосфера".
Сейчас во главе с капитаном Павлом Панасюком с экипажем из 26 моряков и шести исследователей "Ноосфера" следует сначала на Канарские острова, а затем - в самый южный порт в мире, чилийский Пунта-Аренас. А уж оттуда – до Антарктического полуострова со станцией "Академик Вернадский". Украинцы пройдут через всю Атлантику и знаменитый своими постоянными штормами пролив Дрейка. Как рассказал самый опытный член экипажа, служащий здесь уже семь лет, еще в составе британской команды, старший механик, он же "дед" Андрис Кубулиньш, нынешний экипаж - весьма "зеленый". Поэтому всю первую часть плавания будут постоянные тренировки и учения.
Андрис Кубулиньш
Раньше, по словам Андриса, ледокол стоял у причалов очень мало времени. Только вернувшись из очередной антарктической экспедиции, ледокол пополнял запасы, и после короткого отдыха команды примерно в месяц, отправлялся в Арктику. И так каждый год по очереди - в период примерно с ноября по апрель он ходил в Антарктиду, а с мая по сентябрь - в Северный Ледовитый океан. Одним из самых интересных моментов исследований Андрис Кубулиньш называет "маркировку" тюленей и китов специальными датчикам, которые позволяют ученым отслеживать их миграции в океане и получать массу другой информации. Люди подбирались к спящим морским животным - и приклеивали к их головам датчики. Те передавали информацию несколько недель - пока естественным образом не отклеивались.
Директор НАНЦ Евгений Дикий назвал задачи первой антарктической миссии ледокола довольно скромными. Для начала экипаж должен набраться опыта и выполнить логистическую задачу по снабжению украинской научной станции "Академик Вернадский" всем необходимым, а также провести там "ротацию" полярников.
Евгений Дикий (справа)
И уже затем стоят, собственно, научные задачи шести отправившихся на "Ноосфере" исследователей. Ледокол побывает в трех районах - около станции "Академик Вернадский", у Южных Оркнейских островов и у острова Мордвинова с целью сравнить полученные там океанографические и метеорологические данные с теми, которые хранятся в архиве с времен последней украинской антарктической экспедиции на судне "Эрнст Кренкель". Это даст возможность показать масштабы изменений, в том числе и в рамках глобального потепления. Также будут исследовать морское дно на предмет наличия там редкоземельных металлов и прочих полезных ископаемых. Также предполагается провести "инвентаризацию", своего рода "перепись населения" - массовое обследование животного мира некоторых районов около Антарктического полуострова.
Ледокол "Ноосфера" перед отдачей швартовых.
Ледокол "Ноосфера" выходит из одесского порта.