На чем украинцы ездят в Россию?

Среда , 5 сентября 2018, 09:48
«Пассажирский транспорт» решил проанализировать, на чем украинцы ездят в Россию и какими последствиями для страны может обернуться прекращение работы пассажирских поездов в российском направлении. Напоминаем, что авиасообщение с Россией было прекращено ранее – еще в октябре 2015 года.
На чем украинцы ездят в Россию?

6 августа министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил о том, что рассматривается вариант прекращения пассажирского железнодорожного сообщения с Россией. Позднее он сказал, что такое решение должно приниматься в комплексе действий Украины, связанных с войной на Донбассе, оккупацией Крыма и обострением ситуации в акватории Азовского моря. Он также отметил, что прекратят курсировать в Россию только лишь поезда, сформированные «Укрзализныцей», транзитные же продолжат курсировать по территории Украины.

Итак на данный момент в российском направлении из Украины курсирует 13 поездов. В Москву следую поезда из Киева, Харькова, Одессы, Хмельницкого, Николаева, Львова и Кривого рога. Еще один поезд из Киева и Харькова курсирует в Санкт-Петербург. В составе московских поездов также присутствуют беспересадочные вагоны из Чернигова, Полтавы, Днепра, Жмеринки и Ковеля. Кроме этих поездов украинского формирования, через Украину курсирует четыре поезда, которые соединяют Кишинев с Москвой и Санкт-Петербург. Кроме это из Украины в Азейбайджан курсирует через территорию России поезда по маршруту Киев – Харьков – Баку, составы принадлежат железным дорогам Азейбайджана.

Начиная с 2014 года пассажиропотоки в российском направлении постоянно падают, за первое полугодие 2018 года по железной дороге в направлении «Украина – Россия» проехало лишь 358,9 тысяч пассажиров, что на 17,1% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Из-за уменьшения пассажиропотока прекратили курсировать беспересадочные вагоны до Москвы из Черновцов, Ивано-Франковска и Кременчуга. Что до самой России, она еще в 2014 году изменила маршруты своих поездов, курсирующих в европейские страны и поэтому эти поезда прекратили движение через территорию Украины. Ранее же через территорию Украины российские поезда курсировали в Болгарию и Сербию.

В целом по данным «Укрзализныци», пассажиропоток между Украиной и Россией в 2017 году по сравнению с 2013 упал почти в пять раз. Несмотря на такое существенное снижение объемов пассажирских перевозок, «заселенность» оставшихся поездов российского направления весьма велика.

Это касается, в том числе поездов на Москву из Львова и Одессы.

После отмены авиасообщения с Россией и уменьшения количества поездов, украинцы, желающие побывать на просторах федерации, все чаще пользуются услугами автоперевозчиков. По словам экс-заместителя министра инфраструктуры Украины Александра Кавы, количество легальных автобусных рейсов в Россию осталось на таком же уровне, как и до конфликта. Однако

рынок нелегальных автобусных перевозок в Россию значительно возрос. При этом, по словам Кавы, нелегальные перевозчики игнорируют любые нормы безопасности, поэтому поездки пассажиров на нелегальных транспортных средствах таят в себе значительные опасности. Еще одним способом транспортного сообщения с Россией являются попутные перевозки, например через «BlaBlaCar». Такие перевозки пассажиров вообще никак не контролируются украинским государством. Оно даже вряд ли сможет запретить такие поездки.

Каково же будущее пассажирского сообщения с Россией? Министр инфраструктуры Владимир Омелян по этому поводу высказался однозначно: «Люди должны интегрироваться в ЕС. С Россией мы воюем, поэтому нечего туда ездить. Нравится это кому нибудь или нет, однако действия государства должны быть жесткими и адекватными». Одним из аргументов министра является то, что закрытие авиасообщения с Россией не привело к катастрофическим последствиям для авиации, наоборот отрасль уверенно развивается, увеличивая объемы перевозок пассажиров.

Однако есть и оборотная сторона медали – из-за разницы в ширине колеи украинской и европейской железных дорог быстро наладить курсирование поездов в европейском направлении вряд ли удастся. Да и состояние путей во многих европейских направлениях оставляет желать лучшего. Это касается, например, сообщения с Румынией через Черновцы, прямого маршрута «Львов – Варшава» через Раву-Русскую и других направлений. Строительство евроколеи до Львова, Черновцов, Ковеля на данный момент находится на этапе перспективных планов, не существует даже рабочих проектов. Поэтому максимум, что сможет сделать «Укрзализныця» после прекращения работы пассажирских поездов в Россию, это пустить добавочные поезда до пограничных городов Польши, Словении и Венгрии.

Однако, несмотря на экономические проблемы, из-за военно- стратегических и политических вопросов пассажирское сообщение с Россией Украине таки нужно прекращать. И это даже несмотря на то, что поезд «Киев – Москва» был самым прибыльным для «Укрзализныци» и принес государственной компании 154,5 млн. прибыли. Одним из наиболее прибылных в 2017 году был и поезд «Одесса – Москва».

Некоторые политики и эксперты считают, что альтернативой прекращения пассажирского движения по железной дороге в российском направлении может стать визовый режим с Российской федерацией. За введения виз выступили глава СБУ Василий Грицак и министр иностранных дел Павел Климкин. Однако депутаты Верховной Рады так и не рассмотрели этот вопрос на сессии.

Александр Кава считает визовый режим более эффективным способом контроля пассажиропотоков, чем прекращение курсирования поездов. Однако в экономическом плане он также убыточен для «Укрзализныци», так как количество пассажиров, а соответственно и поездов уменьшится. Что до нелегальных перевозок, то тут вряд ли что-то кардинально изменится, так как даже после закрытия пассажирского сообщения с оккупированным Крымом, желающие попасть туда доезжают до границы, а потом пешим порядком переходят ее. Аналогично Украина не сможет запретить пользоваться для поездок в Россию транзитными поездами из той же Молдовы.

При написании статьи использованы материалы «Украинской Правды».

comments powered by HyperComments