Частные локомотивы могут привести к банкротству «Укрзализныци»
По мнению руководителя «Укрзализныци» вопрос привлечения тягового состава частных фирм на железные дороги Украины должен урегулировать парламент путем принятия специального сбалансированного закона.
«В Украине часто используют интересный подход: мы пытаемся решить глобальный вопрос каким-то подковерным решением. Чтобы решить вопрос допуска частной тяги, ни в коем случае нельзя это делать через волюнтаристские решения, которые принимаются на несоответствующем уровне. На мой взгляд, это даже незаконно, если например «Укрзализныця» самостоятельно примет решения запуска частой тяги. Это будет значить, что мы превышаем свои полномочия. Этот вопрос надо решить на уровне закона, причем сбалансированного. Прежде чем допускать частную тягу, нужно признать, что фактически «Укрзализныця» лишается части доходов. Давайте говорить об этом прямо и открыто», – сказал Евгений Кравцов в интервью интернет-изданию «liga.net».
По словам топ-менеджера «Укрзализныци», объем утраченных государственной компанией доходов будет зависить от того, сколько собственников локомотивного парка выйдет на рынок. Кравцов высказал опасение, что частники «оккупируют» именно наиболее доходные участки сети. В тоже самое время государственной «Укрзализныце» останутся лишь те участки, которые будут приносить минимальный доход. По его мнению, частники заберут себе доходные грузоперевозки, а вот весь пассажирский железнодорожный транспорт, который на данный момент убыточный, останется государству. «Запуская частную тягу, мы убираем из системы один из ключевых источников дохода. И отдаем его в частные руки. А все расходы оставляем. Это прямой путь к финансовому коллапсу и банкротству», – резюмировал Евгений Кравцов.
Руководитель «Укрзализныци» считает, что без решения вопроса финансирования пассажирских перевозок и малодеятельной инфраструктуры стратегически неправильно допускать на рынок частные локомотивные компании: «С точки зрения развития рынка я не возражаю против запуска частной тяги. Но ее надо вводить правильно. Ведь посмотрите: после того, как мы либерализировали рынок вагонов, это не привело к немедленному покрытию дефицита. Он сохраняется. Наверное, неправильно было проведено регулирование, не была проведена либерализация. Просто забрали часть высокомаржинального сегмента «Укрзализныци» в части вагонной составляющей и все».
По мнению Кравцова для государственного железнодорожного монополиста наиболее приемлемым вариантом было бы привлечение частного локомотивного парка на условиях финансового лизинга. С июля этого года руководство компании разрешило директорам региональных филиалов заключать договора аренды частных локомотивов при условии получения предварительного письменного соглашения ПАО «Укрзализныця».
«Мы готовы по согласованным с нашими клиентами условиям брать технику в финансовый лизинг и выделять ее приоритетно на необходимые согласованные участки, чтобы и закрыть потребности клиентов, и сохранить наше положение на рынке», – сказал Евгений Кравцов.
На данный момент «Укрзализныця» является единственным операторам магистрального локомотивного парка в Украине. Некоторые крупные частные предприятия, правда, владеют собственными локомотивами, однако это, как правило, маневровые локомотивы, работающие на подъездных путях предприятий. В феврале 2018 года Евгений Кравцов обещал, что «Укрзализныця» в своем составе планирует в течении полутора лет создать оператора локомотивного парка.
Согласно статистике, ПАО «Укрзализныця» сейчас является основным перевозчиком грузов внутри страны (без учета трубопроводного транспорта). Ей принадлежит 82% всех грузоперевозок. Что до рынка пассажирских перевозок, то тут железнодорожному транспорту принадлежит чуть больше трети рынка. Особенно крупно «Укрзализныця» проигрывает и автобусному, и авиационному сообщению на международных направлениях (за исключением российского). По словам Евгений Кравцова, с начала года поездами «Укрзализныци» в европейском направлении воспользовалось лишь около 270 тысяч пассажиров, что гораздо меньше, чем пассажиропоток таких аэропортов как Львов или Одесса.
Нужно отметить, что в странах Европейского союза за счет сбалансированной тарифной политики уже давно отказались от субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Более того, в ряде стран именно пассажирский сегмент дает железнодорожным компаниям самые значительные доходы.