Тестовая площадка «Hyperloop» в Украине может появиться уже в ближайшее время
Проект вакуумного поезда «Hyperloop» был предложен в 2013 году американским инженером и бизнесменом Илоном Маском. «Hyperloop» представляет из себя герметичную капсулу на аэродинамической подушке, которая может развивать скорость от 500 км/ч в стальной трубе. По расчетам Маска, обычные высокоскоростные поезда тратят значительную часть энергии на преодоление сопротивления воздуха – эти расходы доходят до 90% всей израсходованной энергии. За счет движения капсул в вакуумной трубе, по мнению Илона Маска, можно достичь как высокой скорости движения (1000 км. в час и более) и уменьшить расходы энергии на движение.
Пока что «Hyperloop» является экспериментальным проектом – над разработкой действующей модели вакуумного поезда сейчас работает 10 компаний в США, Канаде, Испании, Индии, Нидерландах и Польше. В Украине одним из первых новым видом транспорта заинтересовался Министр инфраструктуры Владимир Омелян – в прошлом году он заявил, что Украина начинает изучать вопросы строительства линий «Hyperloop». Изучить вопросы, связанные с запуском нового транспорта в Украине Владимир Омелян попросил Национальную академию наук Украины.
Как сообщает сайт «Сегодня», недавно украинские ученые завершили изучение нового транспорта и дали позитивные выводы по поводу перспектив строительства линий вакуумных поездов «Hyperloop» параллельно с развитием сети высокоскоростных железных дорог.
Как уже сообщал «Пассажирский транспорт», украинские ученые выбрали восемь перспективных маршрутов для движение пассажирских поездов «Hyperloop». Среди этих направлений – линия Киев – Одесса через Винницу. Такая поездка при расчетной скорости более 1000 км. в час будет длится 35 минут. Всю дорогу из Львова в Харьков (через Киев) длиной в 875 километров вакуумный поезд сможет преодолеть чуть больше чем за час. Это даже быстрее, чем аналогичные маршруты преодолевают сейчас самолеты, чья средняя скорость составляет 841 километр в час.
Однако ученые сомневаются, что даже эти маршруты, на которых ожидается весьма значительный пассажиропоток, будут экономически выгодными, поскольку строительство вакуумной магистрали для движения поездов «Hyperloop» дело не дешевое.
«Большинство проектов высокоскоростного движения, которые сегодня действуют в Европе, не имели успеха, именно из-за завышенных прогнозных показателей пассажиропотоков. При этом надо учитывать планы соседних стран по строительству «Hyperloop», что позволит объединить Украину и Европу в одну сеть. Самыми перспективными будут крупные города с высокой деловой и туристической активностью», - говорится в выводах исследования Института экономики и прогнозирования НАН Украины.
Из соседних с Украиной стран, которая планирует строить линии «Hyperloop» и ведет исследования в этом плане – только Польша. Тут уже создали компанию «Hyper Poland», которая планирует развить скорость поездов около 600 км/ч для грузовых перевозок в вакууме.
Что интересно, исследования НАН Украины показали, что построить линию «Hyperloop» хотя и дорого, однако дешевле, чем современную высокоскоростную железную дорогу. Для примера – километр строительства высокоскоростной железной дороги обходится примерно в 26,7 млн. долларов за один километр двупутной линии, а один километр «Hyperloop» может стоить 16-18 млн. долларов.
В компании Илона Маска «SpaceX» рассчитали, что при оптимальном пассажиропотоке стоимость проезда на расстояние 300 – 650 километров будет составлять 10 – 20 долларов США. Другая компания «Hyperloop Transportation Technologies», которая планирует построить линию Абу-Даби – Дубай рассчитывает стоимость проезда между городами в 10 – 15 долларов США.
Украинские ученые подсчитали, что строительство вакуумной линии из Киева в Одессу может обойтись около 3,6 млрд. долларов. При том пассажиропотоке, который сейчас есть между Киевом и Одессой по железной дороге, стоимость билета составляла бы около 600 гривен. Хотя, по другим расчетам при сроке окупаемости проекта в 30 лет стоимость билета на «Hyperloop» из Одессы в Киев должна составлять не менее 4384 гривны, что делает проект абсолютно нереалистичным.
Хотя украинские ученые считают «Hyperloop» перспективным видом транспорта для Украины, однако честно говорят, что на данный момент внедрение этого вида транспорта экономически нецелесообразна.
«Реализация «Hyperloop» на этот момент экономически нецелесообразна. В Украине большая стоимость капитала приводит к значительным трудностям в финансировании инвестиционных проектов и их окупаемости. Финансирование из Государственного бюджета Украины – невозможно из-за нынешних макрофинансовых проблем», – говорится в отчете Украинского института будущего.
Украинские ученые считают, что украинское государство не сможет финансировать проект «Hyperloop», по крайней мере в ближайшие годы. Однако не исключают, что найдутся западные инвесторы, готовые инвестировать средства в реализацию проекта.
Отметим, что в Украине, неподалеку от Днепра уже в ближайшее время может появится тестовая площадка для «Hyperloop». Над ее созданием уже работают Национальная академия наук Украины, «Южмаш» из Днепра, концерн «Укроборонпром», Каховский завод электросварочного оборудования, инвестиционный парк «Unit City» и другие компании. Проект в Украине поддерживает компания «Octagonal», которая работает над проектом «Hyperloop» в Мексике. А летом прошлого года Министерство инфраструктуры подписало меморандум с «Hyperloop Тransportation Тechnologies» о сотрудничестве.
Алгоритм создания вакуумного поезда в Украине следующий: сначала ученые НАН Украины вместе с зарубежными учеными просчитают потенциал технологии и возможные риски, затем приступят к строительству тестовой площадки, на которой несколько лет будут проводится испытания и исследования. И только после этого можно будет говорить о строительстве действующей пассажирской или грузовой линии «Hyperloop».
«В конце февраля НАН должен представить еще одно исследование – технико-экономическое, которое покажет цифры по строительству площадки в Днепре. Площадку планируется строить на базе парка «Innovation Fortpost. Hyperloop». Она не будет строиться за счет государства – мы ищем частного инвестора или международную организацию. Возможно, это финансирование будет за счет партнеров, а их более 10. Для нас цель начать в этом году. Технология «Hyperloop» в Украине и других странах должна быть одинаковой, чтобы путешествовать из Украины за границу. Именно поэтому в рамках проекта мы сотрудничаем с «Hyperloop Transportation Technology» и обмениваемся информацией относительно технологии, мы также участвуем в разработке стандарта этого вида транспорта в сотрудничестве с компанией TÜV SÜD», – прокомментировал Александр Озеран, руководитель украинского проекта по строительству «Hyperloop» – «HypeUA».