Железные дороги Одессы, которых больше нет

Александр Вельможко  |  Среда , 10 апреля 2019, 19:09
Несколько десятков лет назад в Одессе и ее ближайших пригородах существовали железнодорожные ветки, ныне исчезнувшие. Мы специально публикуем обзор этих железных дорог 10 апреля - в день освобождения Одессы от немецких оккупантов.
Железные дороги Одессы, которых больше нет

И вот почему. Весьма значительная часть ныне разобранных железных дорог вела к артиллерийским береговым батареям, которые построили или во время Первой мировой войны, или же в 1920-30-е годы. Хотя, разумеется, были исключения. С них и начнем.


Фрагмент немецкой военно-топографической карты 1943 года по данным 1941 г., на которую мы нанесли ныне несуществующие железные дороги в Одессе.


 

Железная дорога на завод Большевик

На многих картах Одессы показана железнодорожная ветка, идущая вдоль Балтской дороги. Ржавые и местами полуразобранные рельсы идут вдоль проезжей части, затем пересекает ее, сотню метров идет около "сталинских" жилых домов и "ныряет" в арку давно заброшенного линолеумного завода "Большевик". Построили эту железную дорогу как ответвление от станции "Одесса-Пересыпь" в 1913 году. Дело было так: в 1911 году существовавший здесь с 1898 года небольшой заводик был выкуплен предпринимателями Викандером и Ларсоном и реконструирован в мощнейшее предприятие по выпуску различной линолеумно-пробочной продукции. Разумеется, к нему проложили железную дорогу. В 1941-1942 гг. железная дорога была затоплена, как и вся одесская Пересыпь, водами Хаджибейского лимана.


Заброшенная железная дорога на завод Большевик проходит прямо под окнами жилых домов по Балтской дороге, фото А. Вельможко

Старожилы говорят, что последний раз вагоны подавали на завод с сырьем и за готовой продукцией примерно до 1995 года. В 1996 году завод "Большевик" окончательно остановился, и движение поездов по большей части ветки прекратилось. Хотя до начала 2010-х гг. продолжалось движение поездов на ответвление от заводской линии на военную топливную базу.


 

Железная дорога на Куяльник

Эту железную дорогу проложили одной из самых первых в Одессе, еще в 1873 году. Сначала в 1865 года от основной магистрали Одесса - Балта сделали ответвление в порт - оно и сейчас интенсивно задействовано в перевозках. А затем появилась пассажирская линия к грязелечебницам на Куяльницком лимане. Пассажирский поезд курсировал между Куяльницким курортом и морским портом - от вокзала между Потемкинской лестницей и Таможенной площадью. Билет в первый класс стоил 30 коп., а билет в 3-й – 10 коп. До сих пор на берегу лимана можно найти артефакты от железной дороги, например, железнодорожный костыль.


Вокзал у Куяльницкого лимана, фото www.old.odessa.ua

К другой стороне южного берега Куяльницкого лимана была чисто грузовая ветка - к соляным промыслам, расположенным в районе нынешней станции Одесса-Сортировочная и поселка Шевченко. Большинство путей было проложено по дамбам, разделявшим южную часть лимана на участки соляных промыслов. В целом основная "соляная" линия шла по дамбам кольцом. Сейчас от нее остался лишь "отрезанный" от основной железнодорожной сети тупик в камышах на станции Одесса-Сортировочная, в котором стоят столетние теплушки - это "ведомственное" жилье для нескольких семей бывших железнодорожников. Соляные промыслы вместе с железной дорогой к ним прекратили свое существование после весеннего паводка 1931 года, который сильно поднял уровень лимана, затопив дамбы и рельсы.


Железная дорога с пассажирским поездом у берега Куяльницкого лимана, фото www.old.odessa.ua

Пассажирские перевозки на Куяльник по железной дороге прекратились во время Гражданской войны. А после нее на лиман пустили трамвай. У берега лимана около самых рельсов долго стояло здание санатория дореволюционной Юго-Западной железной дороги.


Санаторий Юго-Западной железной дороги около рельсов, фото www.old.odessa.ua


 

Железные дороги Хлебного городка

В районе между станциями Одесса-Застава-1 и Одесса-Застава-2 на старых картах Одессы обозначено множество железнодорожных путей. Они проходили между огромными амбарами для хранения зерна. Тут проходила процедура накопления зерна в хранилищах, откуда оно уже другими поездами подавалось в порт на погрузку. Большая часть Хлебного городка была разрушена во время взрыва артиллерийских складов 31 августа 1918 года. Территория Хлебного городка стала обычной советской промзоной, сейчас полузаброшенной. По сути же от данного "лабиринта" или "веера" железнодорожных путей осталась только соединительная линия, по которой грузовые поезда из порта напрямую попадают на станцию Одесса-Застава-1.


Железные дороги в Хлебном городке - фрагмент плана Одессы 1917 г.

А станция Одесса-Застава-2 почти утратила свое значение для грузоперевозок. Хотя от нее отходит несколько подъездных путей к заводам на Бугаевке - так что поезд может доехать чуть ли не до самой улицы Балковской.


Рельсы в развалинах Хлебного городка сразу после взрыва боеприпасов


 

Железная дорога на Фонтане

Мы специально не говорим о линии "паровичка" на Фонтан - хотя это по своей сути и была самая настоящая железная дорога, только узкоколейная и сугубо для пассажирских перевозок. Мы говорим о железной дороге, которая вела к береговой батарее №39, расположенной на высоком морском берегу в районе 9-й станции Большого Фонтана. Сейчас на этом месте сквер Юность, в котором сохранились две из трех позиций для 130-мм орудий в виде круглых в плане возвышений, обложенных камнем. 


4-5-я станции Большого Фонтана, преобразованній в детский городок коттеджный поселок "Самопомощь", перед ним трамвайная линия и пути железной дороги, фото из коллекции Сергея Матвеева.

Уже на военно-топографической карте Одессы за 1929 год обозначена железнодорожная линия, идущая от станции Одесса-Главная по улице Среднефонтанской и Фонтанской дороге до 8-й станции, где она сворачивала к морю по нынешней улице Леваневского. В различных воспоминаниях об обороне Одессы имеются свидетельства, что в 1941 году на эту линию загоняли составы с боеприпасами, чтобы вывести их из зоны бомбардировок, "замаскировав" среди жилых кварталов и зелени. Затем, вплоть до 1970-х, старожилы помнят валявшийся на приморских склонах "бронепоезд" - оставленные в тупиках и взорванные, затем сброшенные вниз по склону, железнодорожные вагоны. 


Фото из коллекции Сергея Кравченко


Железная дорога на Фонтан. Фрагмент с топографической карты Одессы по данным 1929 года.

Была ли железная дорога восстановлена после Второй мировой войны - вопрос. Хотя орудия 39-й батареи оставались на своих местах, как минимум, до начала 1970-х. 


 

Железная дорога в Совиньон

На территории нынешнего поселка Совиньон стояла береговая батарея №1, вооруженная тремя 152-мм орудиями системы Канэ, построенная в 1920-е годы. В начале 2000-х, когда велось строительство одного из поселков в Совиньоне на берегу Сухого лимана, строители долго пытались убрать непонятное бетонное сооружение на одном из участков. Перфораторы и отбойные молотки были бессильны. Делу помогли только несколько направленных взрывов. Так были уничтожены орудийные дворики береговой батареи №1, имевшей на вооружении три 152-мм орудия. Но памятный знак в честь батареи остался.


Железная дорога от линии на Овидиополь к позициям береговой батареи №1. Фрагмент с топографической карты Одессы по данным 1929 года.

К батарее проложили железную дорогу от станции Одесса-Западная по ветке от Одессы до Овидиополя и Каролино-Бугаза. Сейчас эта железная дорога в несколько измененном виде продолжает существовать - ее перенаправили к Ильичевскому рыбному порту, в статусе подъездного пути. Увидеть ее можно вдоль трассы Одесса - Черноморск, а затем она "ныряет" в Бурлачью балку и спускается к морю.

Затем железную дорогу продолжили от позиций береговой батареи да самого берега моря и по пересыпи Сухого лимана - таким образом, пути огибали водоем по кругу.


Железная дорога вокруг Сухого лимана. Фрагмент немецкой военно-топографической карты 1943 года по данным 1941 г.


 

Железная дорога в Крыжановку и Лески

Еще одна железная дорога была проложена к береговой батарее №21, расположенной между селами Крыжановка и Лески на восточном берегу Одесского залива. Батарея имела на вооружении три 203-мм орудия. Бетонные основания орудий просто срыли в процессе террасирования прибрежных склонов в 2000-е годы во время строительства коттеджного поселка. Стоит отметить, что позиция батареи еще в начале 1980-х годов начала сползать в море, а взорванные пушки оставались здесь до начала 60-х.


Железная дорога к батарее №21 - мимо села Крыжановка. Также видны ветки на Куяльницкий лиман, к заводу Большевик и линия трамвая №20 к Хаджибейскому лиману. Фрагмент немецкой военно-топографической карты 1943 года по данным 1941 г.

Железную дорогу проложили от нынешней станции Одесса-Восточная - в статусе подъездного пути. В послевоенные годы рельсы разобрали. Но насыпь обозначалась на советских топографических картах, а ее остатки были видны на местности между поселком Котовского и автотрассой М28 Одесса-Южный вплоть до 2008-2010 гг. - до строительства торгового центра "Ривьера" и застройки многоэтажками и коттеджами территории вокруг него. В современной черте Одессы железная дорога проходила примерно по оси нынешней улицы Генерала Бочарова. 


Фрагмент советской топографической карты Одессы по данным 1982 года. От поселка Котовского со станцией "Куяльник" (так ранее называлась станция Одесса-Восточная) в сторону мыса Северный Одесский показана насыпь разобранной железной дороги. А на Пересыпи обозначена железная дорога к поселку Большевик.


 

В качестве заключения мы упомянем еще одну исчезнувшую железную дорогу - узкоколейку от станции Выгода до Беляевки, точнее до насосной станции Одесского водопровода. Об этой узкоколейке мы еще поговорим отдельно. Затем, уже в 1980-е часть ее трассы использовали для строительства другой железной дороги - от той же станции Выгода до стройплощадки атомной электростанции. Сейчас эта железная дорога также разграблена. 


Разграбленная "железка" на недостроенную атомную станцию, фото А. Вельможко

comments powered by HyperComments