«Укрзализныця» создаст «Вокзальную компанию», а часть вокзалов передаст в концессию

Четверг , 30 мая 2019, 12:12
При создании «Вокзальной компании» будут наследовать «Deutsche Bahn», а проекты передачи в концессию вокзалов Жмеринки и Николаева разрабатывают вместе с Международной финансовой корпорацией (IFC)
«Укрзализныця» создаст «Вокзальную компанию», а часть вокзалов передаст в концессию

О планах создания в составе «Укрзализныци» подразделения «Вокзальная компания» рассказал директор компании по стратегическому развитию и инвестиционной политике Антон Саболевский. Об этом сообщает железнодорожный медиа-центр «Магистраль».

По словам Саболевского, руководство «Укрзализныци» уже подготовило «дорожную карту» по созданию филиала «Вокзальная компания», она должна начать свою работу до конца 2019 года.

«Наша цель – усовершенствовать систему управления вокзалами, повысить эффективность их деятельности, в том числе за счет минимизации дублирующих функций. К главным целям относится и сокращение финансовых затрат. Приведу только одну цифру, что свидетельствует о необходимости изменений: отрицательный финансовый результат деятельности вокзалов филиала «Пассажирская компания» АО «Укрзализныця» за 2018 год составил 405 млн. гривен», – заявил Антон Саболевский.

Формирование «Вокзальной компании» планируют провести в три этапа. Сначала в ведение филиала предадут внеклассные вокзалы, которые находятся в управлении филиала «Пассажирская компания». Потом на баланс компании поэтапно предадут вокзалы и станции І – ІІІ класса, которые находяться на балансе региональных филиалов. Всего на первом этапе пройдет передача 106 вокзалов. На втором этапе на баланс «Вокзальной компании» будут поставлены вокзалы IV, V категорий, которых начитывается около 1200. В конце на баланс «Вокзальной компании» поставят и остановочные пункты, которых почти 2300. Таким образом, в структуре «Вокзальной компании» будет и имущество, и персонал.

Сотрудников в состав «Вокзальной компании» будут переводить из состава «Пассажирской компании» и из филиала «Центр строительно-монтажных работ и эксплуатации зданий и сооружений – оттуда перейдут специалисты, которые занимались обслуживанием вокзалов и станций. На начальном этапе в «Вокзальной компании» будет работать 8 – 8,5 тысяч человек. Саболевский говорит, что в перспективе штат «Вокзальной компании» может быть оптимизирован.

Топ-менеджер «Укрзализныци» говорит, что в качестве прообраза «Вокзальной компании» взяли структуру «DB Station & Service», которая входит в состав государственных железных дорог Германии «Deutsche Bahn». На момент основания в 2001 году эта компания имела на балансе почти 11 тысяч объектов, теперь их только 5,5 тысяч.

Саболевский говорит, что в Германии часть вокзалов была закрыта или оптимизирована. Часть их продали компаниям и даже частным лицам, если станционные сооружения находятся на малодеятельных ветках. Топ-менеджер «Укрзализныци» говорит, что с 1999 года на аукционах в Германии было продано более 2100 вокзалов и станционных строений. Причем часть – за символическую плату в 1 евро при условии инвестирования в развитие.

Кроме того, оптимизировать расходы новой компании планируют за счет того, что сократят начальников вокзалов: «Мы отходим от того, что каждый вокзал должен иметь начальника. Выделены базовые структурные подразделения, руководители которых будут управлять вокзалами на прилегающей территории. Например, глава станционного комплекса Киев-Пассажирский станет управлять вокзалами в Жмеринке (обратим внимание, что Жмеринка является центром отдельной дирекции железнодорожных перевозок, а станция Киев-Пассажирский относится к Киевской дирекции – ред.) и Фастове. А, например, начальник вокзала Львов будет отвечать за объекты на пассажирских станциях Трускавец, Моршин, Самбор. Мы отработали четкую иерархию, в которой будет выделено 19 «якорных» вокзалов – по два-четыре на каждый региональный филиал», – описывает новации Саболевский.

Кроме создания «Вокзальной компании» у «Укрзализныци» также есть планы по передаче вокзалов в концессию. Пилотный проект готовится при содействии Международной финансовой корпорации (IFC), он будет касаться передачи в концессию вокзалов Николаева и Жмеринки.

«Есть два вокзала – Николаев и Жмеринка, по которым совместно с IFC готовятся пилотные проекты государственно-частного партнерства», – сообщил директор по стратегическому развитию и инвестиционной политики АО "Укрзализныця" Антон Саболевский. По его словам, рассматриваются три сценария: концессия на определенное количество лет, аренда или совместная деятельность без образования отдельного юридического лица.

Ранее озвучивались планы реализации государственно-частного партнерства по развитию железнодорожного вокзала Хмельницкий-Пассажирский, а в январе 2019 года руководство «Укрзализныци» объявило о планах передачи в концессию Центрального железнодорожного вокзала в Киеве.

Заметим, что значительная часть вокзалов и станционных зданий в Украине являются памятниками архитектуры. Это особо касается вокзалов Правобережной Украины и Галичины. Тут к строительству вокзалов привлекались известные архитекторы, вокзальные здания часто декорированы скульптурами известных скульпторов. Это касается, в том числе, вокзалов Львова, Черновцов, Жмеринки, Ивано-Франковска, Казатина.

comments powered by HyperComments