Ушедшие в прошлое или о местных поездах «Укрзализныци»

Антон Лягушкин  |  Вторник , 2 июля 2019, 10:29
Местными или межобластными поездами называли такие, которые курсировали в границах одного регионального филиала (железной дороги). Сейчас во всей Украине сохранилось всего несколько таких поездов. На Одесской железной дороге – ни одного
Ушедшие в прошлое или о местных поездах «Укрзализныци»

Местные поезда, которые в основном курсировали в границах одной железной дороги, можно узнать по номеру – у них трехзначные номера, начинающиеся с цифры «6». Последним местным поездом, который курсировал из Одессы, был поезд № 685/686 Измаил – Одесса – он был «снят» в декабре 2017 года по причине значительной убыточности. Однако, еще в конце 2000-х годов, в Украине курсировало еще очень много поездов 600-й серии…

Скажем несколько слов о том, как «Укрзализныця» определяет номера пассажирских поездов. В Украине все еще действует не европейская, а постсоветская система нумерации. С 20 ноября 2013 года она выглядит следующим образом.


Встреча пассажирских поездов на станции Сарата Одесской области. Автор фото - Александр Вельможко

 У пассажирских поездов международного дальнего и местного сообщения номера от 001 до 999, в том числе: у скорых круглогодичных номера от 001 до 150; у скорых сезонного и разового обращения – номера от 151 до 298 (мало кто может подумать, что поезд № 285/286 Белгород-Днестровский – Измаил, также считался скорым…); пассажирские круглогодичные имеют номера от 301 до 450, а пассажирские местные – от 601 до 698. Для пассажирских сезонных, разового назначения и детских отведены номера от 451 до 598. Скоростные поезда имеют номера от 701 до 750, а высокоскоростные – от 751 до 788. Поезда, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом (кроме высокоростных и скоростных) имеют номера от 801 до 898 – такие номера в Украине имеют «ускоренные» электрички. Поезда служебного (специального) назначения получают номера от 901 до 920, туристические (коммерческие) – с 921 до 940. У т.н. «людских» поездов, т.е. грузовых поездов, в составе которых есть от 10 и более вагонов занятых людьми номера от 941 до 960, у грузо-пассажирских (такой статус в основном имеют пригородные поезда, курсирующие по малодеятельным веткам) номера от 961 до 970. Последние числа первой тысячи – от 971 до 998 имеют номера от 971 до 998.


Пассажирский поезд движется в направлении Измаила. По этой линии до декабря 2017 года курсировал последний местный поезд Одесской железной дороги № 685/685 Одесса - Измаил. Автор фото Александр Вельможко.

У этой нумерации есть несколько недостатков, основной из которых состоит в том, часто номера поездов дублируются. К примеру, номера № 91/92 в Украине носят сразу два поезда: это ночной фирменный экспресс «Львов», курсирующий по маршруту Львов – Киев, а также поезд сообщением Константиновка – Одесса. И если первый поезд действительно скорый, то второй скорым можно назвать только с большой натяжкой. Кроме этого, № 92 имеют беспересадочные вагоны сообщением Полтава – Москва и Полтава – Новоалексеевка… По существующей нумерации, просто пассажирским является только один поезд. Это т.н. «киевский  раховоз» - фирменный поезд № 357/358 «Гуцульщина» Киев – Рахов…


Пассажирский поезд на станции Измаил под грузовым двухсекционным тепловозом 2ТЭ116. Для ведения такого поезда достаточно было бы односекционного тепловоза М62. Автор фото - Александр Вельможко

Однако вернемся к местным поездам. В 1990-х и даже в 2000-х годах количество поездов 600-й серии в Украине было весьма значительным. В 600-ю категорию кроме собственно местных поездов (т.е. курсирующих в границах одной железной дороги) часто попадали и обычные поезда дальнего следования. К примеру, № 627/628 носил фирменный поезд «Буковина» сообщением Киев – Черновцы, а № 659/660 Киев – Ковель – Львов. Под № 695/696 курсировал поезд №695/696 Киев – Одесса, который курсировал через Гребинку, Золотоношу, Черкассы, им. Тараса Шевченко, Помошную, Вознесенск и Колосовку. Как правило, билеты в поездах 600-й серии были гораздо дешевле, хотя уровень комфорта в них был ниже, чем в тех, которые считались скорыми.

Из Одессы, согласно с расписанием 2008 года, курсировал целый ряд местных поездов 600-й серии. Поезд № 609/610 соединял Одессу с Христиновкой, № 637/638 Одессу со Знаменкой, № 685/686 курсировал по маршруту Одесса – Измаил, в его составе были еще и сезонные вагоны № 688 сообщением Одесса – Березино.


Вокзал на станции Березино. Раньше до этой станции ходили прицепные вагоны в составе поезда № 685/686 Одесса - Измаил. Автор фото Александр Вельможко.

Статус местных поездов был также у поездов №617/618 Запорожье-1 – Одесса и № 649/650 Одесса – Симферополь (он был даже фирменным и назывался «Таврия»).

Свои «600-е» поезда были и у других областных центров в границах Одесской железной дороги. До Николаева, к примеру, курсировали местные поезда № 611/612 Никополь – Николаев, № 628 Кривой Рог – Николаев. Между Херсоном и Керчью в Крыму курсировал поезд № 655/656 Херсон – Керчь, а поезд № 675 имел маршрут Херсон – Харьков. Еще один местный поезд курсировал по маршруту Нововеселая – Херсон. Он имел № 697/698.

Значительным количеством местных поездов славилась и Львовская железная дорога. Две пары местных поездов (через Ходоров и Стрый) соединяли Львов с Черновцами (№ 604 и 608). Также местные поезда из Львова курсировали в направлении Солотвино (№ 601), Рахова (№606), Сарн и Рафаловки (№611/612),


Прицепной вагон на станции Березино. Он курсирует в составе поезда Киев - Измаил. Автор фото - Александр Вельможко.

Одними из самых интересных были местные поезда Львовской железной дороги. Средин них: №625/626 Черновцы – Ужгород (его маршрут пролегал через Коломыю, Ивано-Франковск, Калуш, Стрый, Сколе, Мукачево и Чоп, в дороге он был 11 часов 17 минут, хотя расстояние между Ужгородом и Черновцами по прямой совсем невелико), а также № 675/676 Ивано-Франковск – Шепетовка (через Коломыю, Стефанешты, Залещики, Чертков, Копычинцы, Теребовлю, Тернополь, Збараж и Лановцы, в дороге он был 13 с половиной часов). Поезд № 668 Ковель – Черновцы изначально отправлялся из белорусского Бреста и имел статус фирменного с названием «Смеричка».

Из столицы Украины местные поезда курсировали в Полтаву и Кременчуг (№ 611/612), Хмельницкий (№617/618), Каменец-Подольский (№623/624), Гусятин (№627/628)…

Поезд №623/639 Киев - Гусятын, вернее - группа прицепных вагонов к поезду № 627/628 "Буковина" Киев - Черновцы. Прицепные вагоны обеспечивали сообщение с Киевом для районов Тернопольской и Хмельницкой областей. Фото 2010 года.

Были свои местные поезда и у других железных дорог Украины. К примеру, через Харьков курсировали поезда № 606 Сумы – Луганск, 610 Харьков – Тополи, № 613/614 Харьков – Умань (с беспересадочным вагоном до Гайворона), № 621/622 Харьков – Мариуполь, № 637 Харьков – Купянск, № 639/640 Харьков – Кременчуг…

Как правило, поезда 600-й серии формировались из общих, плацкартных и купейных вагонов. В некоторых были даже вагоны СВ и вагоны-рестораны (например №627/628 «Буковина» и № 659/660). Однако, билеты стоили в 600-х значительно дешевле, правда и комфорт был похуже – они в основном комплектовались из очень старых пассажирских вагонов.


Видео, снятое из окна местного поезда № 675/676 Шепетовка - Ивано-Франковск, снятое в августе 2011 года, т.е. за несколько месцяцев до прекращения движения этого поезда. Источник - канал "Железные магистрали".

Значительное сокращение поездов 600-й серии произошло в 2011-2 годах во время первой «оптимизации» пассажирского сообщения в Украине, когда Министром инфраструктуры был Борис Колесников. Решение о ликвидации многих местных поездов было принято в октябре 2011 года. На Одесской железной дороге тогда отменили поезд № 609/610 Одесса – Христиновка, №611/612 Никополь – Николаев, № 637/638 Знаменка – Одесса, № 667/668 Винница – Гайворон и ряд других. Тогда же было принято решение об отмене многих местных поездов Львовской железной дороги, в том числе Черновцы – Ужгород, Ивано-Франковск – Шепетовка, Львов – Сарны – Рафаловка…

Последним местным поездом Одесской железной дороги был поезд № 685/686 Одесса – Измаил. Его отменили в декабре 2017 года из-за убыточности. Тогда же прекратил существование местный поезд Львовской железной дороги № 607/608 Львов – Черновцы. Причина ликвидации этого поезда была странной – его «заселенность» составляла до 95%.

Несколько местных поездов все еще сохраняется на Львовской железной дороге. Это поезда № 601 Львов – Солотвино (через Самбор, Старый Самбор, Турку, Великий Березный, Ужгород, Батьово, Чоп), № 606 Львов – Рахов, а также № 668 Ковель – Черновцы. Как долго еще просуществуют эти поезда, неизвестно. Возможно новая волна «оптимизации» «смоет» и их.


Электропоезд ЭР9П-373 мотор-вагонного депо "Одесса - Застава" на станции Знаменка. Раз в день выполняется рейс № 6333 Знаменка - Одесса. В пути эта электричка более 9 часов. Автор фото - Александр Вельможко.

Главная проблема в том, что ликвидация «местных» поездов в основном произошла без адекватной замены. О проблеме железнодорожного сообщения Одесса – Измаил мы уже писали вчера. После прекращения курсирования поезда № 609/610 Одесса – Христиновка прямого сообщения между этим станциями вообще нет – возможна лишь поездка с пересадками. Вместо местного, из Знаменки в Одессу один раз курсирует пригородный электропоезд № 6333, который находится в дороге 9 часов 29 минут… Причем пассажиров он перевозит по низкому пригородному тарифу, т.е. убытков от него еще больше, чем от местного.

comments powered by HyperComments