В «Укрзализныце» не хотят выпускать на свои пути единственный частный современный тепловоз ТЕ33АС
Один из крупнейших производителей цемента в Украине – компания «Ивано-Франковскцемент» еще в 2013 году приобрела современный американский тепловоз компании «General Electric» ТЕ33АС «Тризуб». Позже 30 таких же самых тепловозов приобрела «Укрзализныця». Хотя самому государственному железнодорожному монополисту Украины не хватает исправных локомотивов, в первую очередь – тепловозов, руководство «Укрзализныци» запретило единственному частному современному тепловозу выезжать на магистральные пути железнодорожной сети. Об этом сообщает «Центр транспортных стратегий».
Ранее, в виде опыта, американскому тепловозу «Ивано-Франковскцемента» разрешили перевозить грузы на участках Хриплин – Ямница – Ходоров, Ямница – Ходоров – Львов – Клепаров и Ямница – Черновцы. Соответсвующий приказ № 2/од «О проведении исследовательских поездок локомотивов ЧАО «Ивано-Франковскцемент» был 2 января 2019 года выдан региональным филиалом «Укрзализныци» «Львовская железная дорога».
Компания «Ивано-Франковскцемент» несколько лет пытается договорится с «Укрзализныцей» о допуске своих локомотивов на пути компании. В 2016 году, казалось бы, был достигнут компромисс – «Укрзализныця» в тарифном справочнике ввела отдельную графу – локомотивы частные с собственной локомотивной бригадой.
«Мы в рамках эксперимента получили разрешение на выезд до Ходорова. Стоимость за такую услугу уменьшилась с 22 до 8 тысяч гривен», – рассказывал в 2016 году «Центру транспортных стратегий» руководитель ПАО «Ивано-Франковскцемент» Борис Скрипюк. Помимо современного тепловоза ТЕ33АС, у «Ивано-Франковскцемента» есть еще два тепловоза моделей М62 и 2М62, изготовленные на «Лугансктепловозе».
Хотя руководство «Укрзализныци» на словах поддержало инициативы экс-президента Украины Петра Порошенко о внедрении в Украине частной локомотивной тяги, в реальности его действия были диаметрально противоположными. Незадолго до второго тура президентских выборов, 17 апреля 2019 года руководство «Укрзализныци» выдало распоряжение № Ц/4-55/615-19 от 17.04.2019, которым отменило приказ РФ «Львовская железная дорога» и таким образом запретила выезд современному частному локомотиву «Ивано-Франковскцемента» на неэлектрифицированную железную дорогу Львов – Черновцы.
В «Укрзализныце» сослались на то, что согласно с п. 9.12 «Правил технической эксплуатации железных дорог Украины», порядок обращения подвижного состава, принадлежащего другим ведомствам, предприятиям и организациям, на путях общей сети железных дорог определяется Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины. В «Укрзализныци» сослались на то, что за время деятельности Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины в установленном порядке не был разработан нормативно-правовой акт, которым регулируется этот вопрос.
«Учитывая отсутствие урегулирования на законодательном и нормативном уровнях доступа частных локомотивов к железнодорожной инфраструктуре, распоряжением от 17.04.2019 №Ц/4-55/615-19 отменен приказ регионального филиала «Львовская железная дорога» от 02.01.2019 №2 /од и приостановлены экспериментальные поездки локомотивами и локомотивными бригадами ЧАО «Ивано-Франковскцемент», – сообщили в «Укрзализныце».
Ситуация, которая сложилась с частными локомотивами ПАО «Ивано-Франковскцемент» говорит от том, что несмотря на т.н. «реформирование» «Укрзализныци», компания не хочет делится своим монопольным положением на рынке даже после того, как из-за неисправностей локомотивного парка испытывает острый дефицит тяги. Даже то, что Наблюдательный совет АО «Укрзализныци» возглавил экс-руководитель представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер, нисколько не изменило методов управления компанией. А последние заявления топ-менеджеров «Укрзализныци» о передаче ей средств якобы на закупку новых пригородных поездов намекает на то, что в руководстве планируют получить очередные «откаты».