«Укрзализныця» планирует перевести два участка железных дорог под Кривым Рогом с постоянного на переменный ток

Четверг , 18 июля 2019, 16:23
Это позволит проводить поезда из Кривого Рога в направлении портов Черного моря без смены локомотивов
«Укрзализныця» планирует перевести два участка железных дорог под Кривым Рогом с постоянного на переменный ток

В «Укрзализныце» работают над проектом повышения эффективности использования локомотивного парка в пределах Криворожского железнодорожного узла. Проблемой тут является то, что Приднепровская железная дорога электрифицирована на постоянном токе, а вот Одесская – на переменном. Поэтому, из-за малого количества двухсистемных электровозов, которые могут работать одновременно на переменном и постоянном токе, необходимо проводить замену локомотивов, которые ведут поезда в направлении портов Черного моря. Именно поэтому в «Укрзализныце» решили перевести два участка Приднепровской железной дороги: Кривой Рог – Пятихатки и Кривой Рог – Тимково с постоянного на переменный ток. Об этом рассказал в интервью железнодорожному медиа-центру «Магистраль» директор «Укрзализныци» по стратегическому развитию и инвестиционной политике Антон Саболевский.

«Это позволит проводить поезда из Кривого Рога в направлении западной границы и черноморских портов без смены тяги. И обеспечит значительную экономию средств за счет уменьшения времени оборота вагонов и повышения эффективности использования локомотивов», – отметил Саболевский.

По словам Саболевского, проект модернизации электроснабжения двух железнодорожных линий Криворожского железнодорожного узла обойдется «Укрзализныце» в 2,16 миллиардов гривен. Однако экономия средств от его реализации составит от 5,3 до 8,1 миллиардов гривен на протяжении 25 лет, что является достаточным экономическим обоснованием для его внедрения.

Отметим, что в Украине сейчас используется две системы электрификации железных дорог: электрификация на постоянном токе напряжением 3,0 кВ. и электрификация на переменном токе напряжением 25 кВ промышленной частоты 50 Гц. Такая ситуация сложилась исторически: изначально железные дороги Украины (до изобретения полупроводниковых выпрямителей) электрифицировали исключительно на постоянном токе.

Электрификация началась именно с Приднепровской железной дороги, первой электрифицированной линией стала железная дорога Запорожье – Кривой Рог (Долгинцево), которая была электрифицирована еще в 1935 году. Начиная с 1950-х годов электрификация магистральных ходов Приднепровской железной дороги велась именно на постоянном токе. В начале 1950-х годов электрификацию на постоянном токе проводили также в границах Киевского железнодорожного узла Юго-Западной железной дороги, а также в горных районах Львовской железной дороги (перегон Мукачево – Лавочное).

Активное внедрение электрификации на переменном токе началось после начала промышленного выпуска мощных полупроводниковых приборов на основе кремния. Поэтому в 1960-х годах Киевский железнодорожный узел перевели с постоянного тока на переменный. Электрификация Одесской железной дороги проводилась исключительно на переменном токе.

Существования в пределах одной страны участков, электрифицированных на переменном и постоянном токе создает множество неудобств. В пассажирском скоростном сообщении проблема решается за счет использования двухсистемных электропоездов. В других же случаях, из-за малочисленности парка двухсистемных магистральных локомотивов, приходится проводит замену локомотивов на т.н. «станциях стыкования».

Если говорить от технико-экономических показателях, то более выгодной в современных условиях является электрификация на переменном токе напряжением 25 кВ и частотой 50 Гц. При равных нагрузках в контактной сети ток почти в 10 раз меньше, чем в линиях, электрифицированных на постоянном токе. Кроме того, требуется меньше тяговых подстанций и они размещаются на большем расстоянии одна от другой.

В ряде стран проводились работы по переводу магистральных и скоростных линий с постоянного тока на переменный. Заметим, что в 1990-х годах электрификация железных дорог Украины в основном проходила на переменном токе.

comments powered by HyperComments