В Министерстве инфраструктуры планируют внедрить европейскую модель пригородных железнодорожных перевозок
На прошлой неделе, 12 декабря 2019 года, в Министерстве инфраструктуры Украины провели форум, касающийся общественно важных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. В этом форуме принял участие первый заместитель министра инфраструктуры Дмитрий Абрамович, народные депутаты Украины, представители АО «Укрзализныця», Европейского инвестиционного банка, областных государственных администраций и советов, а также представители предприятий и проектных офисов.
Основной темой форума стали вопросы реформы и организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, в том числе – в пригородном сообщению. Участники форума также обсудили реформы «Укрзализныци», в частности – модернизация регионального пассажирского сообщения и повышения его эффективности как для перевозчика, так и для громад регионов.
По словам Дмитрия Абрамовича, в пригородном сообщении в Украине ежегодно перевозиться около 100 миллионов пассажиров. Однако пригородное сообщение генерирует для АО «Укрзалдизныця» убытки, которые составляют около 60% от всех убытков от пассажирского сообщения. В 2018 году пассажирское сообщение в целом принесло «Укрзализныце» убытков на 12,4 миллиардов гривен. Абрамович утверждает, что повышение качества пригородных перевозок является одним из приоритетов Министерства инфраструктуры Украины и записано в Программу деятельности Кабинета Министров Украины. По словам заместителя министра инфраструктуры, выход из сложной ситуации с пригородным пассажирским сообщением возможент только за счет изменения их модели.
Дмитрий Абрамович говорит, что Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом предусматривает внедрение Регламента европейской модели организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Согласно с ней перевозки, которые признаны общественно важными, переводятся на контрактную основу с обеспечением соответствующей оплаты за счет государственного и местных бюджетов.
«Для пригородных поездов предметом контракта с перевозчиком станет заказ конкретного расписания движения поездов, конкретного количества вагонов в составах в зависимости от потребностей региона, анализа пассажиропотока, включая часы пик и др.», – отметил Дмитрий Абрамович. По его словам, данная модель позволит местным громадам самостоятельно оценивать потребности в пригородных железнодорожных перевозках, влиять на составление графиков движения пригородных поездов, а также контролировать качество услуг.
Абрамович утверждает, что аналогичный путь реформ пригородного сообщения уже прошли наши европейские соседи – Польша, Словения, Латвия и Литва. Основы европейской модели пассажирских перевозок на железной дороге заложены в новый законопроект «О железнодорожном транспорте Украины», который был зарегистрирован в сентябре 2019 года.
«Принятие нового Закона Украины – это начало реформы, которую мы должны реализовать. Мы должны сформировать новую конкурентную среду, поэтому реформа организации пассажирских перевозок неизбежна», – резюмировал Дмитрий Абрамович.
Заметим, что в презентации Министерства инфраструктуры, которую показали участникам форума, отмечается, что износ парка пригородных электропоездов «Укрзализныци» составляет 87%, а пригородных дизель-поездов – 97%.