«Укрзализныця» превратится в холдинг из трех компаний

Среда , 1 января 2020, 10:29
Кабинет Министров Украины утвердил План мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта, который предусматривает образование на базе АО «Укрзализныця» трех компаний: операторов инфраструктуры, грузовых и пассажирских перевозок
«Укрзализныця» превратится в холдинг из трех компаний

В самом конце прошлого года, 27 декабря 2019 года, Кабинет Министров Украины утвердил План мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта, о чем сообщила пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины.

Как рассказал Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий, план предусматривает реструктуризацию «Укрзализныци» и образования на ее основе трех компаний. Одна из этих компаний будет оператором инфраструктуры (т.е. она будет отвечать за железнодорожные пути, станции, контактные сети и др.), а две другие будут выполнять грузовые и пассажирские перевозки.

«Укрзализныця» выйдет на ІРО станет публичной и конкурентной в условиях открытого рынка. Она будет разделена на трех операторов – инфраструктуры, грузового и пассажирского перевозчиков. Это передовая европейская практика и полностью отвечает имплементации Соглашения об ассоциации (Украины и Европейского Союза)», – заявил Владислав Криклий.

Что касается пассажирских перевозок по железной дороге, то План мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта предусматривает внедрение контрактного заказа пассажирских перевозок, которые будут признаны общественно важными. Это означает, что обновленная «Укрзализныця» откажется от предложенного еще Сергеем Витте принципа кросс-субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых. Контрактный заказ социально важных железнодорожных перевозок означает, что государственные и местные власти, выступающие в роли заказа перевозок, должны будут компенсировать пассажирскому оператору разницу между себестоимостью перевозок и выручкой от реализации проездных документов, а также убытки от перевозки пассажиров-льготников, которые пользуются правом бесплатного проезда.

По словам пока еще главы правления «Укрзализныци» Евгения Кравцова, реформирование компании будет предусматривать внедрение Единого электронного проездного документа и автоматической оплаты проезда на пригородных железнодорожных маршрутах.

Из заявления Министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия стает ясно, что План мероприятий по реформированию железнодорожного транспорта будет предусматривать открытие рынка перевозок, т.е. кроме одной из «дочерей» «Укрзализныци», перевозки будут осуществлять частные независимые перевозки. Вход на рынок перевозок частных операторов будет предусматривать мероприятия по повышению безопасности перевозок.

«План предусматривает значительное повышение безопасности железнодорожных перевозок и обновление технической политики на транспорте по европейским стандартам. У нас наконец появится орган, который будет проводить расследование транспортных проишествий», – заявил руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов.

Заметим, что аналогичные анонсированным Криклием и Кравцовым реформы, прошли железные дороги соседней Польши. Еще в 2001 году железные дороги Польши были превращены в акционерную компанию «Polskie Koleje Państwowe S.A» (PKP), единственным акционером которого является Польское государство, которое представляет Министерство инфраструктуры Польши. Государственная железнодорожная компания PKP еще в 1987 году была отделена от транспортного министерства Польши. В роли госкомпании PKP просуществовала до начала 2000 годов. В структуре PKP был целый ряд структурных подразделений, которые затем были выделены в дочерние компании. Это, в частности, Управление железнодорожной инфраструктуры, Дирекция грузовых перевозок с офисом в Катовице, Дирекция пассажирских п перевозок, Управление пригородных железнодорожных перевозок и др.

Реформа государственных железных дорог Польши предусматривала их реструктуризацию, в том числе отделение инфраструктуры и сохранение ее в 100% государственной собственности, продажу части недвижимости и другого имущества (в основном – непрофильных активов). Управление пригородными железнодорожными перевозками было передано местным властям, а соответствующее структурное подразделение компании PKP было упразднено. Из региональных перевозок сейчас в структуре PKP остается т.н. «PKP Szybka Kolej Miejska w Trójmieście», которая выполняет пассажирские местные перевозки в Гданьской агломерации.

На данный момент в состав компании-холдинга «Polskie Koleje Państwowe S.A» входят ряд дочерних компаний: «PKP Polskie Linie Kolejowe S.A.», которая имеет статус акционерного общества – оператор инфраструктуры (за исключением станций и подобной недвижимости); «PKP Cargo S.A.», акционерное общество – выполняет грузовые перевозки; «PKP Intercity S.A.», также в статусе акционерного общества – пассажирский перевозчик (междугородные железнодорожные перевозки); «PKP Linia Hutnicza Szerokotorowa» (PKP LHS) с офисом в Замостье – общество с ограниченной ответственностью – оператор ширококолейной металлургической линии (от границы с Украиной до региона Катовице);  «PKP Szybka Kolej Miejska w Trójmieście» – ООО, являющееся оператором пассажирских перевозок в Гданьской агломерации и ряд других компаний.

comments powered by HyperComments