Как после Первой мировой войны хотели запустить поезд "Одесса - Бордо"

Вторник , 14 июля 2020, 16:06
Парижская мирная конференция, которая подводила итоги Первой мировой войны, породила один неосуществленный инфраструктурный проект - запуск пассажирского поезда из Франции (Бордо) в Одессу через Симплонский тоннель в Альпах.
Как после Первой мировой войны хотели запустить поезд "Одесса - Бордо"

(на заглавном фото - паровоз-памятник на вокзале Сиркеджи в Стамбуле - конечной точке "Восточного экспресса")

Листая старую прессу, мы обнаружили упоминание в газете "Трибуна Лозанны" за 14 февраля 1919 года упоминание уникального инфраструктурного проекта - создания альтернативы знаменитому "Восточному Экспрессу", который должен был заканчиваться не в Багдаде, не в Стамбуле, а в Одессе. Данный проект, разумеется, не был осуществлен - этому помешали послевоенная нестабильность, гражданская война на территории бывшей Российской империи, гражданская война на территории Венгрии и, наконец, переход Одессы и всей Украины в подчинение СССР. Тем не менее, сам факт обсуждения такого проекта на мирной конференции столь высокого уровня показывает ту степень вовлеченности Одессы в общеевропейские дела, которую нельзя игнорировать.

Для начала давайте обратим внимание на историческую трассу "Восточного Экпресса", который шел от Парижа в Стамбул через Страсбург, Мюнхен, Вену, Будапешт и Бухарест - на схеме обозначена красным цветом или же до Стамбула через Белград и Софию. В разные годы маршрут менялся или дополнялся альтернативными вариантами - из городов Германии, например. Или же поезда доходили от Парижа лишь до Бухареста. 

После завершения Первой мировой войны одним из маршрутов "Восточного экспресса" стал путь через южные Альпы по тоннелю под Симплонским перевалом - поезда шли по направлению Париж - Лозанна - Милан - Венеция - Белград - София - Стамбул. В таком виде, с "перерывами" на войны, постепенно теряя в классе и престиже, с укорачиванием маршрута, "Восточный экспресс" проработал до 1962 года, а на отдельных участках - даже до 2009 года.

Судя по тому, что писали в швейцарских газетах в начале 1919 года, на полном серьезе обсуждался вариант запуска прямого поезда сообщением "Одесса - Бордо" по большей части трассы "Восточного экспресса" через Симплонский тоннель. Это диктовалось как важностью связи Франции и ее Атлантического побережья с побережьем Черного моря - а Одесса тогда как раз была оккупирована войсками Антанты, преимущественно французскими. Поезд предполагалось пустить от Бордо через Лион, Турин, Милан, Венецию, Триест, Любляну, Загреб, Белград, Крайову. Питешты, Бухарест до Одессы.


Красным мы подчеркнули упоминания Одессы

"Путь из Бухареста в Одессу имеет большой объезд через Яссы, более 700 км. Мы бы советовали сделать более прямой маршрут Бухарест - Браила, далее соединить Галац с Рени мостом через Прут и далее, наиболее коротким маршрутом, на Одессу" - цитируем "Трибуну Лозанны", которая предлагала сократить маршрут примерно на 200 км. Швейцарские журналисты не учли, что железнодорожный мост через Прут между Рени и Галацем существовал уже тогда. но вот моста через Дунай в районе Галаца и Браилы как не было тогда, так нет и сейчас. На схеме обозначен железнодорожный путь, идущий по южной Бессарабии от Рени, через Бессарабскую (тогда Лейпцигская), Арциз и проходящий через современную Затоку - но в 1919 году моста через Днестровско-Цареградское гирло еще не было.


Железнодорожный мост между Рени и Галацем, 2017 г.

Тогда же на Парижской мирной конференции в качестве итогового варианта решили перенаправить "Восточный экспресс" южнее - в обход территории Германии, Австрии и Венгрии - по уже упомянутой трассе через Симплонский тоннель. Высокий спрос заставил сохранить маршрут до Стамбула (Константинополя).

Затем, в период 1918-1940 гг. до Аккермана при власти в этих краях Румынии ходил прямой поезд из Бухареста. А уже в советское время от Одессы через Затоку, Белгород-Днестровский и Арциз ходил пассажирский поезд до Рени. Далее отечественная колея 1520 мм продолжается до Галаца. В настоящее время Украина не имеет прямой железнодорожной связи с Рени, но она может быть частично возобновлена в том случае, если будет восстановлена разобранная в 1997 гг. железная дорога Березино-Бессарабская. Это даст возможность запуска прямого пассажирского поезда от Одессы до Рени и даже до Галаца с удобной пересадкой на тамошние румынские пассажирские поезда.


17 мая 2013 г. - день, когда в Одессу последний раз заезжал настоящий паровоз


Источник: Press Review, Second Section, General Staff, General Headquarters, American Expeditionary Forces, Выпуск 348, Часть 473

comments powered by HyperComments