Где по магистральным железным дорогам будут ходить частные локомотивы
26 августа в Министерстве инфрастуктуры подписали приказ "Об определении перечня участников экспериментального проекта и участков железнодорожных путей общего пользования для осуществления курсирования частных локомотивов", который фактически допускает частные локомотивы на магистральные железнодорожные линии.
В нем указаны первые девять участков, где будет разрешена частная тяга. Речь идет о неэлектрифицированных ветках на Львовской (в сторону Ивано-Франковска) и Юго-Западной железных дорог. Эти линии считаются сравнительно малодеятельными. На них используются, преимущественно, тепловозы серии М62 в одиночном или двухсекционном виде. Насколько можно судить из текста документа, участки железных дорог со скоростным пассажирским движением и электрифицированные двухпутные линии с интенсивным грузовым движением пока не рассматриваются для допуска частной тяги.
Список участков, возможных для работы частных локомотивов:
Стрый — Ивано-Франковск,
Тернополь — Шепетовка,
Шепетовка — Калиновка-1,
Староконстантинов-2 — Гречаны,
Староконстантинов-1 — Гречаны,
Староконстантинов-2 — Калиновка-1,
Староконстантинов-1 — Калиновка-1,
Гусятин — Ярмолинцы — Гречаны,
Каменец-Подольский — Гуменцы — Балин — Дунаевцы — Ярмолинцы — Гречаны.
Первой компанией, которой разрешено выпускать свои локомотивы на магистральные железные дороги, стало ООО "Украинская локомотивостроительная компания". Перед этим комиссия по отбору участников экспериментального проекта рассмотрела 23 заявки от 10 частных компаний, из которых на конкурс были допущены всего семь компаний с 15 заявками на маршруты. Еще по 9 заявлениям от трех компаний принято решение отказать в участии в проекте по разным причинам. В частности, из-за неполного пакета документов, нахождения предложенных участков в пределах станции, а также из-за наличия на участке движения скоростных пассажирских поездов. К одному из этих участников были предоставлены существенные замечания, и документы возвращены на доработку.
ООО "Украинская локомотивостроительная компания" возглавляет Владимир Крот, который ранее занимал должность исполнительного директора регионального филиала "Укрзализныци" "Львовская железная дорога". Компания, судя по неофициальным базам данных локомотивов на территории Украины, владеет 14 двухсекционными тепловозами серии 2М62. Все они, скорее всего, ранее были либо собственностью "Укрзализныци", либо собственностью промышленных предприятий на территории Украины, работащих на подъездных путях, либо были приобретены подержанными в Латвии и Беларуси.
Ранее на протяжении нескольких лет действовал ограниченный эксперимент с допуском частных локомотивов - компания "Иванофранковскцемент" могла доставлять грузы своими тепловозами до ближайшей крупной станции в Ивано-Франковске.
Ситуацию прокомментировал министр инфраструктуры Владислав Криклий: "Создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок — одно из обязательств Украины в соответствии с соглашением об ассоциации с ЕС, в рамках которой предполагается привлечение перевозчиков на железной дороге. Наша главная цель — ликвидировать дефицит тяги и монополию "Укрзализныци", но при этом сохранить баланс между тем, чтобы защитить интересы госперевозчика и удовлетворить интересы бизнеса, как грузоотправителя. Это должен быть аккуратный и продуманный переход, ведь демонополизируя рынок, мы можем вызвать слишком большую конкуренцию на нем и потерять одно из наиболее прибыльных направлений УЗ — грузовые перевозки. Чтобы не было такого негативного сценария, политика в этом вопросе должна быть максимально взвешенной. Тем не менее, мы решились и будем это делать. И я благодарен всем участникам рынка, кто проявляет интерес и приобщается к этому отбору".