Запустить электрички из Одессы в Черноморск обещают в феврале 2022 года (ВИДЕО)
Сейчас люди могут проехать из Одессы в Черноморск только на автобусах. На дорогу в час пик можно тратить от полутора до двух часов или даже более. У меня сегодня вообще без пробок на участке дороги между городами получилось проехать на маршрутке за 20 минут, но затем автобус еще час ехал по спальным районам Одессы - по проспекту Небесной сотни, улице Комарова, Люстдорфской дороге и "скоростной" улице Краснова.
Но до 2001 года существовало пассажирское сообщение по железной дороге. В тогдашний Ильичевск с одесского железнодорожного вокзала ходили электрички. Но в 2001 году их отменили, и даже разобрали пути и пассажирскую платформу, которая находилась практически в самом центре Черноморска.
В видеосюжете - подробности о возможности возобновления движения электричек из Одессы в Черноморск. На почве достигнутого успеха с запуском поезда "Дунайский экспресс" между Одессой и Измаилом, городские власти Черноморска, руководство Одесской железной дороги, Одесской обладминистрации и Одесского района совместно ищут возможность столь же оперативно показать еще один успех - запустить электричку в Черноморск. Тем более, что буквально "на носу", в феврале 2022 года, юбилей - 90-летие с момента образования Одесской области.
23 ноября состоялось заседание постоянной комиссии по транспорту Одесского областного совета, на котором подняли вопрос возобновления транспортного сообщения по железной дороге между Одессой и Черноморском. Этот вопрос встретил одобрение. Были предложены несколько разных вариантов решения этой проблемы и озвучена примерная стоимость проекта - в максимальном варианте.
По словам руководителя Одесской железной дороги Сергея Никулина, на окраине Черноморска на существующих станционных путях можно организовать мультимодальный пересадочный хаб, говоря по простому - небольшую пассажирскую станцию, совмещенную с остановкой автобусов. К электричке предложили организовать подвоз пассажиров городскими автобусами Черноморска. Фактически же те пути, о которых шла речь, находятся уже на территории села Александровка. Этот вариант требует только создания в нужном месте пассажирской платформы с павильоном и билетной кассой - и не более.
Второй вариант - это строительство примерно 800 метров нового железнодорожного электрифицированного пути, которые примерно по той же трассе, где была старая ветка, зайдут почти в центр Черноморска. Это будет стоить, по словам железнодорожников, порядка 60 миллионов гривен, которых нет. И это - цена той стратегической ошибки, которую сделали власти, когда позволили разобрать недействующую железнодорожную ветку к пассажирским платформам в тогда еще Ильичевске.
Руководство Одесской железной дороги заявляет, что электричка может идти от Черноморска до Одессы порядка 45 минут - с минимальным количеством остановок. Мы посмотрели на карте существующие железнодорожные линии и определили наиболее оптимальный и короткий маршрут - через платформы "25-й километр" и "Житомирскую". Есть и более "кружной" маршрут, через станцию Аккаржа, которая находится в селе Великодолинское. Он вынуждает электричку делать достаточно большой крюк. И ранее, до 2001 года, электрички, в основном, и шли именно так, через Аккаржу.
При существующей тарифной системе стоимость проезда между Черноморском и Одессой составит около 25 гривен. Это на пару гривен дешевле, чем стоит проезд в маршрутках сейчас. А с учетом очередного будущего повышения стоимости проезда в маршрутках электричка вообще окажется быстрее и дешевле. Учитывая наличие точного расписания и предсказуемого времени в пути, электричка должна стать весьма привлекательной для пассажиров.
Уже 25 ноября в Черноморске состоялось совместное совещание руководства Одесской железной дороги, местного горсовета, районной и областной администрации. Чиновники решили возобновлять движение электричек в два этапа.
На первом этапе действительно, можно быстро и сравнительно дешево просто построить упомянутую выше платформу на редко используемом станционном пути у въезда в город со стороны Александровки. Здесь достаточно места для строительства 200-метровой платформы - как раз под длину стандартного электропоезда. На строительство платформы, по предварительным оценкам, потребуется 3-4 миллиона гривен, и эти средства обещают найти в городском бюджете Черноморска и областном бюджете.
А на более далекую перспективу есть возможность задействовать один из подъездных путей, проходящих в промзоне или на территории порта практически вплотную к самому центру Черноморска - площади Труда около здания управления порта. Одна из таких веток не доходит буквально сотню-другую метров до площади Труда - но там есть вопросы относительно частной собственности земли, где находится путь. Вторая ветка проходит по территории порта вдоль улицы Сухолиманской - и попасть к ней можно сразу за главными въездными воротами в порт Черноморск.
Оба этих варианта нуждаются в дополнительных работах - ремонте путей, электрификации, решении земельных вопросов, строительства посадочной платформы. Так что, в случае реализации, это займет несколько месяцев.
Скорее всего, электричку в Черноморск действительно запустят, и даже уложатся в срок до февраля 2022-го. Но - в первом, самом дешевом и самом быстром варианте. Для этого мэр города Василий Гуляев уже пообещал заняться реорганизацией городских автобусных маршрутов - чтобы людям в некотором будущем было бы удобно добраться до электрички. Вместе с тем, суммарное время в пути "автобус + электричка" для жителей Черноморска будет все равно составлять около часа. И электричка не будет удобна тем пассажирам, кто едет в Одессу не к железнодорожному вокзалу, а куда-то в район жилмассива имени Таирова. Но для них все равно останутся междугородние автобусы.
Вместе с тем, анализ пассажиропотоков, проведенный в областной администрации, уже позволяет предположить, что электропоезд между Одессой и Черноморском может оказаться даже прибыльным для железной дороги.