Мировая статистика: в XXI веке больше всего систем трамвая запустили в США и Франции, а закрывают - в России
Начиная с 1990-х гг. во всем мире начался своеобразный трамвайный "ренессанс" - во множестве городов нашей планеты начали строить с нуля или восстанавливать закрытые несколько десятков лет назад линии трамвая. Не стал исключением и XXI век - начиная с 2000 года запустили несколько десятков новых систем трамвая.
Мы публикуем самую краткую информацию о вновь построенных системах трамвая в тех городах, где его ранее не существовало вообще, или он был закрыт в промежутке с 1930-х по 1980-е гг.. В данный список попали лишь те системы, которые занимаются реальными пассажирскими перевозками, пусть даже на одной относительно короткой первой линии, и не попали так называемые "ностальгические" и иные трамвайные системы, фактически являющиеся лишь туристическими аттракционами. Также сюда включены те системы, которые намечены к открытию на 2017 год - где, соответственно, уже проведен большой объем работ, закуплен подвижной состав.
Строительство трамвая отражает его наибольшую эффективность для обслуживания пассажиропотоков свыше 5000 человек в час на данном направлении. В большинстве случаев новые системы трамвая имеют выделенное полотно для отделения вагонов от потока автотранспорта, в ряде случаев используются многоуровневые развязки, эстакады или отдельные участки в подземных тоннелях. Таким образом, современный трамвай в полной мере использует свои преимущества вместительного и быстрого вида транспорта, при этом по некоторым моментам его запросто можно называть LRT или даже соотносить с метрополитеном по принципу организации движения.
Ниже - список стран и открывшихся в них систем трамвая в алфавитном порядке. Абсолютным лидером являются США, где открыто 17 трамвайных систем и еще более десятка - в 90-е. Второе место с 16 открытыми системами занимает Франция, на третьем - Испания с 13 новыми трамваями. Четвертое место занимает Китай с, как минимум, 12 системами, при этом, учитывая гигантские темпы урбанизации, за последние два десятка лет там открыто с нуля больше десятка систем метрополитена.. На этом фоне интересно выглядит Турция, открывшая семь систем трамвая - и это пятый показатель в мире по темпам развития. Шестую позицию занимает Италия с шестью новыми линиями трамваев.
Австралия
Голд-Кост - 2014
Трамвай в тоннеле - Голд-Кост, Австралия, фото Simon Morris
Алжир
Алжир - 2013
Константина - 2013
Оран - 2013
Сиди-Бель-Аббес - 2017
Уаргла - 2017
Аргентина
Буэнос-Айрес - 2007-2012 (фальстарт, демонстрационная, полностью закрыта)
Мендоса - 2012
Аруба
Ораньестад - 2012
Бразилия
Рио-де-Жанейро - 2016
Сантос - 2016
Великобритания
Ноттингем - 2004
Лондон (Кройдон) - 2000
Эдинбург - 2014
Трамвайное депо Эдинбурга с вагонами CAF Urbos, фото Kim Traynor
Германия
Хайльбронн - 2001
Греция
Афины - 2004
Дания
Орхус - 2017
Испания
Аликанте - 2003
Барселона - 2004
Бильбао - 2002
Велез-Малага - 2006 (фальстарт, с 2012 официально в консервации)
Гастез-Виттория - 2008
Гранада - 2017
Мадрид - 2007
Малага - 2014
Мурсия - 2007
Санта Круз де Тенерифе - 2007
Сарагоса - 2011
Севилья - 2007
Хаен - 2011 (фальстарт, официально в консервации)
Мечта "новых русских" - Канары, Санта-Крус-де-Тенерифе, фото Dino Lippi
Италия
Кальяри - 2008
Мессина - 2003
Местре-Венеция (транслор) - 2011
Палермо - 2015
Сассари - 2006
Флоренция - 2010
Израиль
Иерусалим - 2011
Бронированный пуленепробиваемый трамвай Иерусалима, фото Alon Dreerman
Китай
Жухай (или Чжухай) - 2014
Гуанчжоу - 2014
Нанкин - 2014
Сучжоу - 2014
Тяньцзин - 2007
Циньдао - 2016
Ухань - 2017
Хуайань - 2015
Чаньчунь - 2002
Чэнду - 2015
Шанхай - 2017
Шеньян - 2013
Люксембург
Люксембург - 2017
Марокко
Касабланка - 2012
Рабат - 2011
Мьянма
Янгон - 2016
Норвегия
Берген - 2010
ОАЭ
Дубай - 2014
Польша
Ольштын - 2015
Португалия
Альмада-Сейшаль - 2007
Порту - 2002
Трамваи в Порту
США
Атланта - 2014
Вашингтон - 2016
Детройт - 2017
Канзас-Сити - 2016
Кэмден - 2004
Литтл-Рок (Арканзас) - 2004
Миннеаполис - 2004
Норфолк - 2011
Нью-Джерси - 2000
Сиэтл - 2007
Такома - 2003
Тампа - 2002
Трентон - 2004
Тусон - 2014
Хьюстон (Техас) - 2004
Цинциннати - 2016
Шарлот - 2007
Главная улица американского Хьюстона: трамвай идет сквозь фонтаны, фото Андрей Гришин
Тайвань
Гаосюн - 2016
Турция
Бурса - 2011
Газыантеп - 2009
Измир - 2017
Кайсери - 2009
Коджаэли - 2017
Самсун - 2010
Эскишехир - 2004
Узбекистан
Самарканд - 2017 - строится с использованием вагонов из закрытой трамвайной системы Ташкента.
Франция
Анжер - 2011
Безансьон - 2014
Брест - 2012
Валенсьен - 2006
Дижон - 2012
Ле Манс - 2007
Лион - 2000
Марсель - 2007
Монпелье - 2000
Мюлуз - 2006
Ницца - 2007
Обань - 2014
Орлеан - 2000
Реймс - 2011
Тулуза - 2010
Тур - 2013
Эфиопия
Адис-Абеба 2015
В то же время в некоторых странах мира трамвайное движение в ряде городов прекращалось вообще. В большинстве своем - это страны бывшего СССР и постсоветского блока, а также слаборазвитые страны Африки. В некоторых случаях речь идет о закрытии построенных совсем недавно новых систем в случае их экономической несостоятельности. Как правило, такие системы трамвая перед закрытием движения в течении некоторого времени не развивались вовсе - не закупались новые вагоны, не ремонтировались пути и старые вагоны - и такой трамвай становился непопулярным. В некоторых случаях прямой или косвенной причиной закрытия стали боевые действия на Донбассе.
Количественно лидирует в данном списке Россия, где трамвай уничтожается благодаря политике местных властей ряда городов по прекращению дотирования планово убыточного муниципального электротранспорта либо даже в результате целенаправленного лоббирования интересов частных автобусных перевозчиков. Начиная с 2014 года на деградацию электротранспорта в России также косвенно влияют наложенные на эту страну экономические и политические санкции за ее признанную мировым сообществом агрессию против Украины в виде оккупации Крыма и поддержки боевиков на Донбассе. В Украине по вышеобозначенным причинам закрылись лишь две системы в Стаханове и Макеевке, а системы трамвая в Луганске, Константиновке и, возможно, в Авдеевке, прекратили работу в результате боевых действий и их последствий.
Азербайджан
Баку - 2004
Сумгаит - 2003
Аргентина
Буэнос-Айрес (Tranvía del Este) - 2012 - это была короткая тестовая линия с одним вагоном для испытаний перспектив строительства масштабной сети трамвая
Армения
Ереван - 2004
Грузия
Тбилиси - 2006
Египет
Каир: городская сеть - 2003, сеть на Гелиополис - 2015
Хелуан - 2011
Испания
Велез-Малага - 2012 - формально в консервации как убыточная
Казахстан
Алматы - 2015 - формально в консервации, в ожидании гипотетической перестройки в скоростную линию.
Китай
Аньшань - 2004
Румыния
Констанца - 2008
Сибиу-Рашинари - 2011
Решица - 2011
Россия
Архангельск - 2004
Астрахань - 2007
Воронеж - 2009
Дзержинск - 2016
Иваново - 2008
Ногинск - 2012
Рязань - 2010
Шахты - 2001
Окрашенный в цвета флага России трамвай в Астрахани за несколько недель до прекращения движения в мае 2007 г., фото Владислав Прудников
Украина
Константиновка 2004, восстановлена 2008, окончательно закрыта в 2016 г. из-за кражи контактной сети и отсутствия денег на восстановлениеМакеевка 2006
Луганск - 2015 - в результате повреждений от боевых действий и деструктивной политики контролирующих город сепаратистов
Молочное - 2013
Стаханов - 2007
Узбекистан:
Ташкент - 2016 - исправно работающая сеть ликвидирована весной 2016 г. по волевому решению покойного президента Ислама Каримова.