В Индии создали первый железнодорожный институт
В этом году в Индии начал действовать Национальный институт железнодорожного транспорта. Пока что он готовит специалистов по двум специальностям – «Организация перевозок» и «Бизнес-администрирование в сфере транспортного менеджмента». В 2019 году откроют еще пять новых специальностей второго уровня: «Организация перевозок и разработка систем», «Проектирование транспортных систем», «Транспортная технология и политика», «Экономика транспорта» и «Транспортный менеджмент». Выпускники института после завершения обучения получат дипломы магистров.
К учебе в этом году приступило 103 студента, отбор которых проходил в несколько этапов. Общее число желающих получить специализированное образование в сфере железнодорожного транспорта составило более 11,5 тыс. абитуриентов. Каждый студент получил грант в размере 50% ежегодной стоимости обучения. Преподавать в институте будут как местные, так и приглашенные иностранные преподаватели. Институт будет сотрудничать с ведущими высшими учебными заведениями транспортной отрасли, с которыми планирует проводить обмен опытом в организации подготовки специалистов. Его руководитель заявил, что желает ознакомится с современными программами учебных дисциплин, а также хочет, чтоб индийские студенты принимали участие в различных студенческих научных работах в отрасли железнодорожного транспорта. Не исключено, что новый индийский вуз будет сотрудничать с транспортными вузами Украины, так как многие индийские специалисты-железнодорожники получали образование в Украине еще со времен Советского Союза.
Создание профильного вуза в Индии и начало подготовки студентов-железнодорожников связано с намеченными на ближайшие годы планами модернизации железных дорог, в том числе – постройкой скоростной железной дороги между Мумбаи и Ахмедабадом, а также созданием грузовых коридоров высокой пропускной способности.
Первые железные дороги в Индии построены еще в 1853 году, в эпоху колониальной зависимости от Великобритании. Протяженность железных дорог в Индии составляет более 60 тыс. километров, по их протяженности Индия находится на четвертом месте в мире. Компания «Indian Railways» является одним из лидеров по перевозке пассажиров – 6 миллиардов в год. С другой стороны, железные дороги Индии также лидируют и по количеству аварий и инцидентов – таких происходит около 3000 в год. За десятилетие с 1995 по 2005 год в железнодорожных авариях и катастрофах в Индии погибло более чем 4000 человек.
В плохом состоянии находится как железнодорожная инфраструктура, так и подвижной состав. На некоторых линиях еще используются локомотивы и вагоны, выпущенные в Англии до Второй мировой войны. С момента обретения Индией независимости, подготовку специалистов-железнодорожников высшего класса проводили за рубежом, очень часто – в Советском Союзе, а после его распада – в странах СНГ. Очевидно, что именно отсутствие в Индии собственной учебной базы и приводит к низкому техническому состоянию местных железных дорог, а также к большой аварийности.
В последние годы индийский монополист «Indian Railways» разработал программу технической модернизации железных дорог страны, которая включает строительств скоростной дороги, внедрение современных систем централизованной безопасности и связи, улучшение логистики пассажирских и грузовых перевозок, компьютеризацию и др. Именно поэтому возникла необходимость в создании профильного учебного заведения.
Что до железнодорожного образования в Украине, то оно имеет давнюю историю. Первая специализированная кафедра, которая начала готовить специалистов-железнодорожников открылась еще в 1870-е годы в Львовской политехнике. Инициаторами создания школы железнодорожников во Львове стало руководство Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги. Первые железнодорожники Галычины и стали преподавателями этой кафедры – Роман Гостковский, Людвиг Вежбицкий, Юлиан Захаревич. Чуть позднее подготовку железнодорожников организовали и на украинских землях, которые были под властью Российской империи.