Заповедник ретро-трамваев в Бад-Шандау

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский  |  Суббота , 13 октября 2018, 10:47
В немецком городке Бад-Шандау существует уникальная трамвайная система: парк пассажирских трамвайных вагонов здесь состоит исключительно из вагонов «Gotha», самому «юному» из которых уже «стукнуло» 50. Кроме этого в городке есть и трамвайный музей с пятью действующими вагонами.
Заповедник ретро-трамваев в Бад-Шандау

Бад-Шандау – совсем крошечный городок в так называемой «Саксонской Швейцарии». Находится он в земле Саксония и юридически подчинен земельной дирекции Дрезден. Согласно статистике 2010 года в Бад-Шандау проживало всего 2844 жителя. Несмотря на такое малое количество жителей, городок занимает довольно значительную площадь – почти 36 квадратных километров. Именно поэтому в городе существует собственный общественный транспорт. И это – трамвай. Это и неудивительно, так как городок находится неподалеку от границы самых «трамвайных» стран мира – Чехии и Германии.

Трамвай в Бад-Шандау в начале ХХ века. Конечная около водопада.

Несмотря на то, что постоянных жителей в Бад-Шандау совсем мало, городок является любимым местом отдыха немцев. Рядом с городом река Эльба, неподалеку – горы. Сам городок выглядит патриархальным – рестораны здесь закрываются около 10 вечера – приезжают сюда не кутить, а именно отдыхать и релаксировать.

Городок имеет достаточно древнюю историю – впервые в летописях он упоминается в 1445 году. Уже через 22 года селение Шандау получило статус города. Курортный статус городок получил еще в начале ХІХ века. Сейчас здесь расположены две крупные клиники, где лечат сердечно-сосудистые, нарушения обмена веществ и мышечные заболевания.

Прицепные безмоторные вагоны MAN  и моторный вагон Bautzen на конечной остановке. Средина 1980-х годов.

Линия электрического трамвая в городке Бад-Шандау или Кирнитцшлабан, как ее называют немцы, начала свою работу еще 28 мая 1898 года. Сейчас длина трамвайной линии составляет 7,9 км. Трамвайная линия проходит от самого города Бад-Шандау до водопада Лихтенхайн, в муниципалитете Себниц по территории национального парка.

Трамвайное хозяйство входит в состав транспортной компанией Oberelbische Verkehrsgesellschaft Pirna Sebnitz mbH (OVPS), которая входит в государственную транспортную компанию Верхней Эльбы. Этой компании также принадлежат местные автобусы, которые курсируют в регионе, а также лодки и катера, которые плавают по Эльбе.

Трамвайный моторный вагон "Gotha-AEG" с прицепом "Gotha B2-62". 1992 год.

Первые планы построить трамвайную линию межу Бад-Шандау и Рейнвизе (ныне Мезни-Люка в Чешской Республике) датируются 1893 годом. Изначально планировали, что это будет паровой трамвай, однако потом решили строить более современный электрический.

Специально для трамвайной линии была построена небольшая электростанция. В субботу 28 мая 1898 года трамвай по одноколейной линии отправился в первый рейс к водопаду Лихтенхайн. С самого начала трамвайная линия была в основном туристическим сервисом и работала с мая по октябрь. Ею пользовалось около 80 тысяч пассажиров в год. До городка Рейнвизе по экономическим соображениям линию так и не построили.

Музейный моторный вагон "Bautzen" в депо Бад-Шандау

Изначально трамвайное хозяйство Бад-Шандау состояло из шести моторных и шести прицепных вагонов, изготовленных на заводе в городе Баутцене. Первые вагоны были уничтожены пожаром, который случился в депо в ночь на 26 июля 1927 году. Однако уже 12 августа трамвайное движение восстановилось – город одолжил вагоны в других городах. Линия работала до 31 октября.

В 1928 году трамвайное депо было полностью восстановлено. Город приобрел на заводе MAN новые моторные и прицепные вагоны. Моторных вагонов было пять и шесть прицепов к ним.

Прицепной вагон "MAN" в депо города Бад-Шандау

В 1969 году трамвайную линию в самом городке Бад-Шандау несколько укоротили из-за автомобильных заторов. Трамвайный маршрут теперь имел конечную остановку не возле готеля «Линденхоф», а возле Штадпарка.

В 1977 году старые трамвайные вагоны MAN вывели из эксплуатации. Один моторный и один прицепной вагон оставили в качестве музейных. На линии начали работу вагоны с закрытой трамвайной линии в Локвицтале, построенные на заводе в городе Гота специально для Эрфурта в 1938-44 годах. Один из таких вагонов также сейчас является экспонатом музея.

Моторный вагон "MAN" с прицепом на трамвайной линии города Бад-Шандау

С 1984 года город закупил четыре прицепные вагоны «Gotha B2-62» 1963 года из Галле. Пятый и шестой прицепные вагоны аналогичной конструкции, однако построенный в Чехии Бад-Шандау приобрел в 1995 году в Цвиккау. Замена моторных вагонов произошла в 1992 и 1995 году, когда были приобретены четыре двухсторонних вагона «Gotha T57» из Плауэна и Цвиккау. Пятый моторный вагон в 2007 году был куплен в Раденбурге.

Музейный трамвай "Gotha-AEG" из Эрфуртской серии 1938-44 года в депо Бад-Шандау

С 1985 по 1990 годы происходила реконструкция трамвайной линии и депо. Дважды – в 2002 и 2010 году трамвайная линия и депо пострадали от наводнений на Эльбе, однако и линия, и вагоны были очень быстро восстановлены и запущены в эксплуатацию.

Сцепка из моторных вагонов "MAN" и "Gotha-AEG". Такие сцепки курсировали в Бад-Шандау в 1990-х.

Трамвайная линия Бад-Шандау сейчас имеет длину 7,9 км. Она является узкоколейной (1000 см). На линии, включая конечные, есть девять остановок. Трамвайная линия одноколейная с двумя разъездами на конечных и двумя на линии. Разъезды на конечных остановках используются для того, чтоб можно было провести перецепку двухстороннего моторного вагона.

В летнее время вагоны "Gotha T57" работают с двумя прицепными вагонами

Хотя моторные вагоны предназначены для двухстороннего движения, все посадочные платформы на остановках находятся с одной стороны трамвайного пути. На части линии трамвай движется против движения автомобилей, что требует особого внимания со стороны автомобилистов.

Сейчас трамвайное движение в Бад-Шандау действует круглый год. В зимнее время интервал движения составляет 70 минут и на линии курсирует один моторный вагон без прицепа. В летнее время трамвай курсирует каждые полчаса. Моторные вагоны работают с одним или двумя прицепами.

В осенне-зимний период на линии курсируют одиночные трамвайные вагоны "Gotha T57".

По праздникам и выходным на трамвайной линии курсируют ретро-трамваи. Их также можно заказать для проведения экскурсии. Кроме того, ретро-вагоны доступны для осмотра в депо, а один прицепной вагон «Gotha» выставлен на конечной остановке трамвайного маршрута.

Для экономии электричества на крыше трамвайного депо установлены солнечные батареи, которые сейчас обеспечивают около 20% необходимой для движения электроэнергии.

Трамвайное депо, которое одновременно является и музеем

Несмотря на небольшие размеры трамвайного депо, оно оборудовано всеми необходимыми станками и инструментами, позволяющими проводить не только текущий, но и капитальный ремонт трамвайных вагонов. Несмотря на почтенный возраст вагонов «Gotha» они находятся практически в идеальном техническом состоянии.

Хотя трамвайное депо в Бад-Шандау и невелико, однако оно проводит даже капитальный ремонт трамваев

Отметим, что в Украине в 1960-80-е годы достаточно широко для движения на маршрутах использовались трамвайные вагоны восточногерманского производства «Gotha» нескольких моделей. Работали они и в Одессе до начала 1970-х годов. Из нашего города их передали во Львов. В качестве линейных вагонов на маршрутах вагоны «Gotha» имеются до сих пор в крымской Евпатории, а также на «пляжной» линии в селе Молочное, которая вот уже несколько лет не работает. Прокатиться на немецких вагонах «Gotha» в Украине можно в Виннице и Львове – в этих городах есть два музейно-экскурсионных вагона «Gotha Т57» и «Gotha T59E». Если винничане выменяли свой вагон в Евпатории перед 100-летием винницкого трамвая, то львовяне восстановили свой из служебного. Кроме музейных вагонов, в Украине сохранилось четыре служебных вагона «Gotha» – три во Львове и один в Житомире.

Использованы материалы с сайта transphoto.ru

comments powered by HyperComments