Вчера в Либереце попрощались с трамваями «Tatra T2» на маршрутах
Трамвайные вагоны «Tatra T2» начали производить на заводе «ЧКД-Прага» еще в 1955 году. Эта модификация была дальнейшим развитием трамвайного вагона «Tatra T1», в основе которого лежал довоенный американський трамвай РСС. Основной принцип построения электрооборудования трамвая «Tatra T2» остался таким же, как и у его предшественника. Силовое электрооборудование вагона построено на базе большого регулируемого реостата – ускорителя. Система управления тяговым электроприводом – косвенная. Водитель нажимает педаль ускорения или торможения, соответственно специальный пилот-мотор поворачивает крестовину ускорителя с двумя роликами, а ролики этой крестовины замыкают соответствующие контакты, таким образом изменяя сопротивление в цепи якоря тяговых электродвигателей. Аналогичное электрооборудование было установлено и на хорошо знакомые всем вагоны «Tatra T3SU» и «Tatra T4SU», а также сочлененные вагоны «Tatra K2» и «Tatra KT4».
В общей сложности концерн «ЧКД – Прага» произвел 771 трамвайный вагон «Tatra T2». От следующей модели «Tatra T3» вагон отличался в основном дизайном кабины водителя и наличием одной фары вместо двух (однако многие хозяйства при ремонте вагонов Т2 устанавливали две фары место одной).
В Украине трамвайные вагоны «Tatra T2» эксплуатировались только в Киеве. В отличии от чешской модификации, модификация трамваев «Tatra T2SU» для Советского союза была двухдверной, что было связано с существующей в СССР системой оплаты проезда, когда пассажиры садились в трамвай через задние двери под неусыпным взором кондуктора. Всего в Киев прибыло 1960-62 годах 50 трамвайных вагонов.
В Чехословакии трамвайные вагоны «Tatra T2» поставлялись практически во все города с трамвайным движением. Правда, для Праги они оказались широковатыми. Кроме того вагоны не поставлялись в Яблонец-над-Нисой. Трамвайные вагоны для Чехословакии выпускались для работы как на широкой колее 1435 мм., так и на узкой колее 1000 мм. Первые вагоны «Tatra T2» попали в Либерец в 1959 году с завода.
Большинство трамвайных вагонов «Tatra T2» было выведено из эксплуатации еще в 1970-80-х годах. Однако часть вагонов в 1980-90-х годах прошла глубокую модернизацию с установкой современного электрооборудования.
Именно такой и была судьба трамвайных вагонов «Tatra T2R», которые до вчерашнего дня работали на маршрутах. Эти вагоны ранее работали в Остраве, откуда были переданы в Либерец. Работали они на пригородной узкоколейной линии в Яблунец-над-Ниссой. Кроме двух линейных вагонов (№ 18 и 19), в городе также есть еще один музейный трамвай «Tatra T2R» с номером 17.
Отметим, что сейчас трамвайный парк Либереца состоит практически исключительно из модернизированных трамвайных вагонов «Tatra T3», а также «корытополов», построенных на их основе - линейки моделей «Vario». С 2012 года в городе работает трамвайный вагон EVO 2 с низким уровнем пола.
Источник фото – сайт transphoto.ru, автор - M. N.