В Риге большой скандал с транспортными закупками
В Риге разгорается крупный скандал, связанный с закупками для компании «Rīgas satiksme». Как сообщает латвийский сайт «DELFI.lv» правоохранительными органами Латвии и Польши задержана группа лиц, связанных с закупками транспорта из восьми человек, в то числе шесть человек в Латвии и двое в Польше.
Руководство муниципальной транспортной компании Риги и членов ее закупочной комиссии подозревают в получении крупных взяток при проведении тендеров на поставку новых низкопольных автобусов и троллейбусов в 2013 году и новых трамваев в 2016. Речь идет о взятках в размере около 1 млн. евро.
Латвийский СМИ отмечают, что одним из акционеров муниципального транспортного предприятия Риги является мер города Нил Ушаков, который известен своими пророссийскими политическими взглядами. Скандалом с закупкой городского транспорта в Риге заинтересовался даже президент Латвии, который заявил о возможном розпуске рижской городской думы и досрочных выборах местных властей, если подозрения в коррупции будут подтверждены.
Временное правления рижского оператора общественного транспорта «Rīgas satiksmes» предложило держателям капитала провести ряд реформ предприятия. В том числе предлагают привлечь иностранных аудиторов для рассмотрения всех закупок и договоров. Процесс принятия решений планируют сделать более прозрачными, чтоб уменьшит риск коррупции.
Поскольку транспортные закупки компании «Rīgas satiksme» попали в поле зрения правоохранительных органов, нынешняя комиссия, которая занималась проведениями тендеров и закупками уволена, а все закупки – приостановлены до того момента, пока их тщательно изучат. Для этого правление привлечет иностранные аудиторские компании. Новую закупочную комиссию сформируют еще до начала 2019 года.
Временное правление планирует в скором времени создать совет предприятие, который будет контролировать стратегические рабочие процессы. Его членов будут избирать в порядке конкурса, а одной из первых задач совета будет проведения конкурса на должности постоянных членов правления компании «Rīgas satiksme».
Договора, заключенные компанией «Rīgas satiksme» на поставки автобусов, троллейбусов и низкопольных трамваев временное правление планирует расторгнуть, а процесс закупок, связанный с новой трамвайной линии на Сканстес также приостановлен. Окончательное решение о расторжении договоров будет принято после консультаций с международными аудиторскими компаниями, которые помогут оценить риски.
Для стабилизации финансовой ситуации в компании, кредиторы и партнеры должны убедится, что в дальнейшем риск коррупции при проведении тендеров будет исключен и каждая сделка будет обоснована. Поэтому каждый платеж и каждый договор будет дополнительно анализироваться. Будут пересмотрены все инвестиционные проекты, планы модернизации и развития предприятия.
Временное правление компании «Rīgas satiksme» сообщает, что оно не отказывается от планов увеличения роли общественного транспорта в столице Латвии и планов расширения сети маршрутов и их продления за пределы Риги. Более того, компания также должна стать оператором пригородных железнодорожных перевозок, а также междугородных автобусных маршрутов.
Все дело в том, что правоохранительные органы Латвии подозревают сотрудников компании «Rīgas Satiksme» в коррупции – закупка нового транспорта проводилась нечестно и по завышенным ценам. Латвийские СМИ сообщают, что речь идет о взятках в размере около 1 млн. евро. Правоохранители уже задержали группу лиц, причастных к транспортным закупками транспортного оператора латвийской столицы, в том числе в Латвии – шесть человек и в Польше – еще двоих.
Как сообщается, расследованием транспортных закупок компании «Rīgas satiksme» латвийское Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) начало еще несколько лет назад об этом пишет латвийский сайт "kriminal.lv". Причем на «схемы» при закупке транспорта вышли во время расследования другого дела. Латвийские СМИ утверждают, что БПБК организовала «просшлушку» разговоров бизнесмена Мариса Мартинсонса и президента Банка Латвии Илмара Римшевича, проходившие в бане «Taureņu». Из этих разговоров стало ясно, что группа людей, доверяющих только друг другу, которые пытаются сделать так, чтобы часть из многих миллионов евро, которые муниципальное предприятие «Rīgas satiksme» тратит на закупки, попадала в карманы определенных людей в качестве взятки.
Как позже выяснилось, что из-за коррупционных деяний, каждый поставленный в Ригу автобус, трамвай или троллейбус дорожал как минимум на 5 – 7%, и эти средства шли на взятки. В общей сложности, БПБК подозревает организованную группу лиц в причастие к трем тендерным закупкам транспорта на общую сумму в 270 миллионов евро.
Как утверждают в БПБК Латвии, чтоб увеличить стоимость закупок, «Rīgas satiksme» при закупках техники у чешских и польских производителей подписывала договора на предоставление фиктивных услуг. Правоохранители подозревают, что о правонарушениях знал не только руководитель «Rīgas satiksme» Леон Бехменс, но и мэр Риги Нил Ушаков, который, кроме того, является одним из акционеров компании.
Латвийские СМИ таким образом описывают схему вывода средств. Сначала договаривались с зарубежным производителем об удорожании договора. Когда деньги выплачивались и общественный транспорт уже вводился в эксплуатацию, разницу производителю должна была выплатить связанная с «Rīgas satiksme» частная фирма, которая должна была заниматься гарантийным техническим обслуживанием и ремонтом техники, которые на самом деле выполнялись штатным персоналом трамвайного и троллейбусного депо и автопарка компании. Далее эта фирма перечисляла средства через фиктивные предприятия, оказывающие фиктивные услуги. В конце взятку делили между собой создатели «схемы».
Как говорят в БПБК Латвии, преступные схемы были задействованы в тендерах на закупку 125 новых троллейбусов в 2013 году и 20 низкопольных трамваев в 2016 году. Обе эти закупки были проведены у чешской компании «Škoda». Также «под прицелом» борцов с коррупцией – крупная сделка на поставку 175 польских автобусов «Solaris». Поскольку объемы закупок были большими, транспорт поставлялся частями, аналогично и выплата производилась постепенно. Задержание подозреваемых произошло после того, как Ригу посетил представитель «Škoda» Владимир Козак. Представителей компании «Solaris», подозреваемых в финансовых злоупотреблениях с закупкой транспорта в Риге, задержали польские правоохранители.
Как стало известно латвийским журналистам, одним из фигурантов дела является Игорь Волкинштейн, который руководил закупками в компании «Rīgas satiksme». Его роль состояла в том, чтоб усадить за стол переговоров представителей производителя и авторов коррупционной схемы. Как говорят в БПБК Латвии, встречи сторон происходили в рижском винном баре, который принадлежит сыну Волкинштейна. Сам Волкинштейн работал в системе общественного транспорта Риги еще до создания в 2005 году оператора «Rīgas satiksme», который возник на основе объединения транспортных предприятий Риги. В том же году руководителем компании стал Бехменс.
Как сообщает латвийский сайт «kriminal.lv», среди задержанных также Эдгар Тетеровкис и Эллина Кокина. Эта супружеская пара является учредителем и владельцем целого ряда предприятий, в том числе «TT Service» и «Tram Servis Riga». Одним из учредителей этих фирм, которые якобы предоставляли компании «Rīgas satiksme» услуги по обслуживанию и ремонту транспорта, числился и представитель чешской компании Владимир Козак.
В связи с коррупционным скандалом в компании «Rīgas satiksme» уже подал в отставку один из крупных городских чиновников Риги – вице-мэр Андрис Америкс. Правда, он сохранил за собой место депутата рижской городской думы. Чиновника также подозревают в причастности к теневым схемам, которые реализовывали в компании «Rīgas satiksme».
Скандал с коррупцией при проведении тендеров в компании «Rīgas satiksme» уже имеет в Латвии настолько большой резонанс, что президент Латвии Раймонд Вейонис уже заявил о готовности распустить городскую думу Риги и инницировать досрочные выборы городских властей, в том числе и городского головы столицы.
Отметим, что в 2012 году городские власти Львова планировали перенимать опыт по внедрению автоматизированной безналичной оплаты проезда в городском транспорте именно у рижской компании «Rīgas satiksme». В частности, чиновник Львовского городского совета, а ныне народный депутат от «Самопомощи» Андрея Садового Сергей Кираль говорил о возможном создании с компанией-партнером «Rīgas satiksme» – «Ригас Карте» совместного предприятия по внедрению «электронного билета».