Евросоюз пока не спешит финансировать строительство железнодорожной ветки от Вильнюса до Каунаса
Власти Литвы рассчитывали получить 85% софиинансирование реализации проекта строительства магистрали Вильнюс – Каунас, как ответвления от магистрали «Rail Baltica». Однако европейские чиновники на спешат выделять средства балтийской стране.
Как сообщил журналистам министр транспорта и коммуникаций Литвы Ричардас Дягутис, на данный момент позиции Совета министров путей сообщения Европейского Союза и Европарламенту по поводу строительства ветки Вильнюс – Каунас в рамках реализации проекта «Rail Baltica» расходятся. Это ответвление, как и вся магистраль «Rail Baltica» должно иметь стандартную европейскую ширину пути 1435 мм. Об этом сообщает «Балтийский курс».
По словам Дягутиса, противоречия между еврочиновниками таки не помешают получить 85%-е софинансирование под проект стоимостью 0,9 млрд. евро.
«У нас есть позиция Совета (министров ЕС по транспорту, телекоммуникациям, энергетике). Согласно позиции Совета, которая была согласована, есть ясность по поводу того, что ответвление Вильнюс-Каунас внесено в так называемый список «недостающего звена».
В соответствии с нынешними решениями Совета «недостающее звено» получает такое же финансирование в размере 85% стоимости, как и весь проект. Позиция парламента заключается в том, что Вильнюс-Каунас внесен в весь проект «Rail Baltica». Поэтому подразумевается тот же уровень финансирования – 85%», – рассказал Дягутис. Он правда, отметил, что о сроках получения средств пока что рано говорить.
Ранее власти Литвы призывали Еврокомиссию юридически оформить ответвление Вильнюс-Каунас как часть «Rail Baltica», поскольку хотели получить финансирование стокилометрового отрезка пути в рамках европейского механизма взаимодействия. В Еврокомиссии предлагали иное решение: с юридической точки зрения это ответвление сможет стать частью «Rail Baltica» только в 2023 году, а до того времени Литва могла бы взять средства на проект из фондов региональной политики. Проведенные исследования показали, что ответвление Вильнюс-Каунас было бы экономически выгодным и стоило бы около 850 млн евро.
Проект «Rail Baltica» интегрирует Балтийские страны в европейскую сеть железных дорог и предусматривает строительство железных дорог европейского стандарта – на данный момент в государствах Прибалтики железная дорога имеет российскую ширину пути в 1520 мм. В реализации проекта участвуют пять стран Евросоюза: Польша, Литва, Латвия, Эстония и косвенно Финляндия. Совокупная сумма инвестиций на реализацию проекта в Латвии, Литве и Эстонии составляет около 7 млрд евро, из которых, как ожидается, 85% выделит Евросоюз.
В октябре 2018 года в Каунасском районе Литвы завершили прокладку отрезка железнодорожной колеи европейского стандарта, по которой будут следовать грузовые поезда. По информации литовской железнодорожной компании «Lietuvos gelezinkeliai», отрезок пути почти в 9 километров за 12,9 млн. евро (без НДС) проложили и реконструировали литовская компания «Hidrostatyba» и германская «Leonhard Weiss RTE».