В Праге восстанавливают уникальный троллейбус «Praga TOT»
В одном из автобусных парков Праги проводят работы по реставрации уникального троллейбуса «Praga TOT», выпущенного еще в 1936 году и чудом сохранившегося до нашего времени. Сейчас уже практически полностью восстановлен кузов троллейбуса, проведена его покраска и идет окончательная сборка машины. Об этом сообщает сайт «Ceskoslovensky Dopravak»
В средине 1930-х годов в Праге было запущено троллейбусное движение – в те времена троллейбус считался современным и прогрессивным видом транспорта. Для троллейбусной линии были поставлены троллейбусы трех разных моделей от ведущих производителей Чехословакии – «Škoda» (об эволюции этих троллейбусов писал «Пассажирский транспорт»), «Tatra» и ČKD. Было построено три троллейбуса-прототипа. Троллейбус от «Tatra» был построен на базе автобуса «Tatra 23», а электрооборудование было компании «Siemens». Машина использовала специфический электродвигатель, который разработал чешский изобретатель Йозеф Соуседик. Компания «Škoda» построила свой троллейбус на базе шасси грузового автомобиля «Skoda 553». Этот троллейбус и был той самой «Škoda 1Tr», его кузов был построен в Млада-Болеславе, а электрооборудование создал электротехнический завод самой «Škoda» в Пльзене. Компания ČKD построила троллейбус «Praga TOT» используя электрооборудование собственной разработки и автобусный кузов и шасси «Praga TOV».
Так выглядел троллейбус, который сейчас реставрируют в 1936 году.
Первый троллейбус-прототип от компании ČKD был построен в 1936 году. Испытывался троллейбус на заводском полигоне в Высочанах. Всего до начала Второй Мировой войны компания ČKD изготовила для Праги 12 троллейбусов с номерами № 303 – 314. Последний из этих троллейбусов работал до 1961 года. После Второй Мировой войны компания «Tatra» стала частью ČKD. В 1948 году она освоила производство троллейбусов «Tatra 400» в кузовах французской компании «Vétra». Начиная со средины 1950-х компания ČKD сосредоточилась на производстве трамваев, а троллейбусами занялась компания «Škoda».
Первый троллейбус «Praga TOT» с №303 был выведен из эксплуатации в 1959 году, потом использовался в качестве бытовки. В 1995 году его кузов был обнаружен в Буштеграде, откуда он был перевезено в депо музея общественного транспорта Праги в Стржешовицах. Здесь троллейбус (вернее то, что от него осталось) находился под крышей, что позволило сохранить его.
Реконструкция троллейбуса началась в 2010 году. Она продолжается и по сегодняшний день. Так как сохранились далеко не все чертежи троллейбуса, многие детали приходится восстанавливать по старым фотографиям или по воспоминаниям пражан, которые еще помнят такие машины. Благодаря усердию реставраторов, 83-летний троллейбус станет украшением пражского транспортного музея.
Автор фото - Libor Hinčica. Источник фото – «Ceskoslovensky Dopravak».