Между Литвой и Латвией восстановили трансграничную железную дорогу
Литовские железные дороги (Lietuvos Gelezinkeliai, LG) возобновили разобранную 12 лет тому назад железнодорожную ветку между станциями Мажейкяй (Литва) и Реньге (Латвия) длиной 19 километров. Первый товарный поезд по этому участку из Литвы в Латвию прошел 15 февраля 2020 года и доставил 2,7 тысяч тонн светлых нефтепродуктов польской компании «Орлен». Об этом сообщил сайт журнала «Железные дороги мира».
Железная дорога Мажейкяй (Литва) – Реньге (Латвия) ранее была признана малодеятельной и Литва в одностороннем порядке приняла решение о закрытии и демонтаже участка. Однако теперь его восстановили и в торжественной церемонии приема первого поезда на станции Мажейкяй приняли участие официальные лица из правительств обеих стран, представители компаний-грузоотправителей.
История демонтажа участка на литовско-латвийской границе такова. В 2008 году польская компания «Orlen» планировала передать перевозки своих грузов с нефтеперерабатывающего предприятия в Мажейкяе в латвийский порт Вентспилс от LG другому оператору. В октябре того же года LG разобрали этот участок под предлогом плохого состояния пути, тем самым вынудив «Orlen» осуществлять перевозки в порт Вентспилс по более протяженному маршруту через литовский город Йонишкис.
В 2017 году компанию LG оштрафовала на сумму 27,87 миллионов евро Еврокомиссия, которая усмотрела с их стороны нарушение законодательства Евросоюза о защите конкуренции.
Восстановление железнодорожного пути было завершено в конце декабря 2019 г. силами эстонской компании «Vitras-S» и обошлось в 9,4 млн евро. Участок формирует часть линии от Мажейкяя до Елгавы, крупного железнодорожного узла на сети железных дорог Латвии к югу от Риги.
По словам министра транспорта Латвии Талиса Линкайтса, латвийская сторона заинтересована в привлечении дополнительных грузов с предприятия «Orlen», а также готова начать переговоры с LG о возобновлении ориентировочно в 2022 г. или, по крайней мере, в 2023 г. и трансграничных пассажирских перевозок.