В Евросоюзе хотят централизованно возродить международные пассажирские поезда
Экспертный совет по международным железнодорожным пассажирским сообщениям Platform on International Rail Passenger Transport (IRP), сформированный по решению состоявшейся в июне 2020 г. видеоконференции министров транспорта ЕС, выпустил в конце марта 2021 г. первый отчет, приуроченный к открытию Европейского года железнодорожного транспорта.
В нем отмечается, что в 2020 г. потери доходов европейских операторских и инфраструктурных железнодорожных компаний, обусловленные пандемией коронавируса, составили от 40 до 70 %, а в международных сообщениях превысили 95 %. При этом Европейский год железнодорожного транспорта в сочетании с экологической инициативой Green Deal может стимулировать разработку механизмов возрождения европейского рынка пассажирских перевозок в постковидное время.
Одним из таких механизмов IRP считает расширение трансграничных сообщений на основе представленной Европейскому совету в сентябре 2020 г. инициативы по формированию сети трансъевропейских экспрессов TEE 2.0, в которую могут быть включены около 40 действующих и перспективных маршрутов.
К предстоящей в июне 2021 г. встрече министров транспорта ЕС совет IRP подготовил ряд рекомендаций по развитию пассажирского сервиса. В частности, подчеркивается необходимость предоставления пассажирам доступа к простой, надежной и всеобъемлющей платформе, интегрирующей данные о расписаниях, ценах, предоставляющей в реальном времени актуальную информацию о движении поездов и позволяющей бронировать и приобретать билеты на поезда в международных сообщениях.
Важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта, может стать общеевропейское тактовое расписание Europatakt, позволяющее рационально организовать стыковочные рейсы на станциях пересадки.
Разработанная Европейской комиссией стратегия природосберегающей и интеллектуальной мобильности Sustainable and Smart Mobility предусматривает обеспечение к 2030 г. возможности пассажирских перевозок протяженностью до 500 км внутри ЕС только видами транспорта с нейтральным уровнем выбросов углерода. Стратегия предлагает до 2030 г. поддержать 15 пилотных международных пассажирских сообщений, заявляет о намерении пересмотреть в 2022 г. технические спецификации по совместимости, относящиеся к подвижному составу, путевой инфраструктуре, средствам сигнализации и управления движением поездов, регламентам эксплуатационной деятельности с точки зрения модернизации процессов на основе цифровизации (фото: ÖBB).