В Праге за счет приоритета на перекрестках ускорили движение трамваев
Муниципальная транспортная компания Праги - Dopravní podnik hl.m. Прага (DPP),- отчиталась о повышении средней скорости движения трамваев на 1 км/час - до 19,51 км/час. Это произошло впервые за последние 15 лет, причем благодаря оптимизации режима работы 34 светофоров на перекрестках с приоритетом движения для трамвая.
Всего же в Праге имеется 247 светофорных объектов, регулирующих движение на перекрестках с городскими автодорогами. На 219 перекрестках (89%) в той или иной степени уже задействованы системы предоставления трамваю приоритета в движении. Но только на 66 перекрестках имеется абсолютный приоритет трамвая в движении.
В 2020 году в Праге ввели приоритет трамвая на 10 перекрестках, и еще на 34 модернизировали светофорные объекты. Именно это и позволило повысить среднюю скорость движения трамваев, и без того очень высокую в условиях обычного городского трамвая с большим количеством участков на совмещенном полотне, с одноуровневыми пересечениями и с отсутствием обособления трамвайных путей.
Также в 2021 году DPP планирует ввести приоритет для движения трамваев еще в ряде мест. Это три перекрестка вдоль Таборской улицы, три перекрестка в районе Карловой площади, перекрестки улиц Ходовска и У Плинарни, а также Белоцерковской и Вршовицкой. Помимо этого, будет обеспечен приоритет движения трамвая между Малостранской площадью и Уезд - за счет обособления трамвайных путей разметкой или делинеаторами.
В планах руководства Праги - оставить без приоритета для трамвая всего около десятка перекрестков, где эта система не имеет смысла. По словам заместителя мэра Праги по транспорту Адама Шейнхерра, за счет описанных выше мер время в пути на маршрутах №5, №10 и №26 сократилось на 3 минуты. При этом маршруты №1, №5, №10, №17 и №26 в Праге проходят только через перекрестки с приоритетом для трамваев.
В целом, приоритет для трамваев и автобусов позволяет сократить время в пути примерно на 10%. Это также примерно на те же 10% повышает эффективность использования подвижного состава, а также уменьшает объем выхлопов автобусов и потребления электроэнергии трамваями. Помимо обеспечения приоритета общественного транспорта на перекрестках путем модернизации светофоров, используются также полосы для общественного транспорта. Их выделяют разметкой, обычно для автобусов. А ряд трамвайных линий "выделяют" бетонными блоками или металлическими трубами. Всего в Праге с 1996 года таким образом выделено около 14 километров трамвайных линий