«Шкодные» города Украины (ФОТО)

Дмитрий Янкивский, Антон Лягушкин  |  Понедельник , 14 января 2019, 10:28
Во многих городах Украины работали и работают чешские троллейбусы «Skoda». Сегодня «Пассажирский транспорт» расскажет об этих городах и о троллейбусах «Skoda».
«Шкодные» города Украины (ФОТО)

Среди специалистов и любителей городского электрического транспорта городские троллейбусные системы, в зависимости от подвижного состава, который в них работал, принято разделять на «Зиушные» (где работали в основном троллейбусы ЗиУ), а также «Шкодные» (то есть те, где работали в основном троллейбусы «Skoda»). Есть, правда, города, где троллейбусы «ЗиУ» и «Skoda» уживались и уживаются.

Как известно, первые троллейбусные линии в Украине были построены еще в 1930-е годы. Первая троллейбусная линия была построена в Киеве в 1935 году, затем троллейбусное движение было открыто в Черновцах (1 февраля 1939 года) и Харькове (1 мая 1939 года). Строительство троллейбусной линии в Одессе началось еще до Второй мировой войны, однако движение стартовало только в ноябре 1945 года.

Первый троллейбус в Украине был собран также до Второй мировой войны на Киевском трамвайном заводе (после войны – Киевский завод электротранспорта). Однако, в послевоенные годы в города Украины получали в основном троллейбусы МТБ-82, которые сначала производились в подмосковном Тушино, а затем на Заводе имени Урицкого (ЗиУ) в городе Энгельсе Саратовской области. В конце 1950-х – начале 1960-х годов к выпуску троллейбусов присоединились Киевский завод электротранспорта, Львовский автобусный и Одесский автосборочный заводы.


Первые чешские трехосные троллейбусы «Skoda 1Tr» в Праге. 1936 год. Источник фото - "Грузовикпресс".

Однако с советскими троллейбусами было несколько проблем – массовый троллейбус ЗиУ-5, выпускаемый в городе Энгельсе, не мог эффективно работать на маршрутах с затяжными подъемами и спусками – в отличие от МТБ-82 это был «равнинный» троллейбус. Украинские троллейбусы, хотя и хорошо справлялись с работой на маршрутах со сложным профилем, были небольшого размера и не могли эффективно работать на маршрутах с большими пассажиропотоками. Именно поэтому для некоторых городов Украины решили закупать чешские троллейбусы завода «Skoda».


Чешские трехосные троллейбусы «Skoda 2Tr» в Праге. 1938 год - еще левосторонние. Источник фото - "Грузовикпресс".

Свой первый троллейбус под названием «Skoda 1Tr» завод компании построил в 1936 году. Это была трехосная машина на базе шасси грузовика. До Второй Мировой появилась еще одна модель троллейбуса, получившая название «Skoda 2Tr». Выпуск троллейбусов продолжился и во время немецкой оккупации Чехии – тогда появились модели 3Tr, 4Tr и 5Tr. Две последние из них, правда, на бумаге в виде проектов.


Сборка троллейбусов на заводе «Skoda 3Tr» в Пльзене. Эти машины, уже правосторонние, в 1941 году открывали движение в этом городе. Источник фото - "Грузовикпресс".

После Второй Мировой войны завод «Skoda» в 1940-50-х годах выпустил три модификации троллейбусов 6Tr, 7Tr и 8Tr. Именно машину последней модификации и показали в 1957 году руководителю СССР Никите Хрущеву. Машина очень понравилась Никите Сергеевичу Хрущеву и он решил закупать таки троллейбусы для отдельных городов СССР.


Троллейбус «Skoda 8Tr» открывает движение на крымской междугородной трассе Симферополя - Ялта - Алушта. 1959 год. Источник фото - "Грузовикпресс".

Первые троллейбусы «Skoda 8Tr» в Украине появились в Крыму на междугородней трассе, Симферополь – Ялта – Алушта, открытие которой состоялось 6 ноября 1959 года. В общей сложности Крымский троллейбус получил 250 троллейбусов «Skoda 8Tr» пяти разных модификаций. Поставки продолжались до 1961 года, т.е. до запуска в серию новой модели троллейбуса «Skoda 9Tr». Шкодовские «восьмерки» оказались очень надежными машинами – некоторые машины доработали в Крыму до самого конца 1970-х годов, т.е. почти по 20 лет.

Троллейбусы «Skoda 8Tr», которые выпускались для городов Советского Союза, имели две двери пассажирского салона (в отличии от трехдверной модификации для Чехии и других стран). Это было связано с особенностями оплаты проезда – пассажиры должны были входить в троллейбус через задние двери, оплачивая проезд кондуктору, который сидел на специальном возвышенном сидении, а выходить – через передние.


Троллейбус «Skoda 8Tr» № 131 в Киеве. 1961 г. Фото В. Шрайнера. Источник - набор открыток "70 лет киевскому троллейбусу".

В 1960 году первые троллейбусы «Skoda 8Tr» начали поступать в Киев – из-за сложного рельефа города (особенно в центральной части – в те времена троллейбусная линия пролегала и по Крещатику), в столице Украины не смогли работать троллейбусы ЗиУ-5 из Энгельса. В небольшом количестве ЗиУ-5  поступили в Киев, однако работали на «равнинных» маршрутах, а потом и вовсе были переданы в другие города. «Киянки» же не могли обслуживать маршруты с значительными пассажиропотоками. В Киев сначала попали троллейбусы «Skoda 8Tr8», переданные из Крыма – они 25 января 1960 января поступили в Киевское троллейбусное депо №1. С завода в Киев поступали машины уже другой модификации «Skoda 8Tr11». В общей сложности Киев получил 22 «восьмерки», часть из них, правда, была в 1964 году передана в Крым – Киев начал получать троллейбусы новой модели «Skoda 9Tr». В Киеве «восьмерки» проработали 12 – 14 лет. Один троллейбус «Skoda 8Tr11», переделанный в «техническую помощь» сохранился до наших дней.


Последний киевский троллейбус «Skoda 8Tr11» на территории троллейбусного депо № 1 в Киеве. 2017 г. Автор фото DAmix.

В 1961 году шесть троллейбусов «Škoda 8Tr12» поступило в Днепр. Однако, после двух лет эксплуатации, эти машины были переданы в Крым. Такая же судьба ожидала и четыре машины «Škoda 9Tr1», который в том же 1961 году прибыли в Днепр. Однако, на этом «шкодная» история Днепра не закончилась.


Чешский троллейбус «Škoda 9Tr» в немецком Дрездене. 1964 год. В этом городе эксплуатировались троллейбусные прицепы, который мы и видим на фото. Источник фото - "Грузовикпресс".

В 1959 году компания «Škoda» открывает новый завод по производству троллейбусов «Škoda-Ostrov», который размещается в небольшом городке Остров-над-Огржи, где к тому времени закрыли рудник и требовалось как можно быстрее трудоустроить местное население. Именно этот завод и осваивает производств троллейбусов «Škoda 9Tr», которое длится до 1982 года. Всего эти троллейбусы были выпущены в 29 различных модификациях, в том числе – для левостороннего движения (для индийского города Мумбаи). Шкодовские «девятки» добрались даже до Китая, Норвегии и Афганистана. Работали они и во многих городах Украины. Даже сегодня троллейбусы «можно встретить на маршрутах города Ровно. Сохранились они также в Тернополе, Черновцах и даже в Луцке и Луганске (в виде троллейбуса-техпомощи).


Один из первых троллейбусов «Škoda 9Tr» на Крещатике в Киеве. Кадр из кинохроники начала 1960-х годов.

Первые шкодовские «девятки» появились в Украине в 1961 году в Киеве, Крыму и Днепре. Из украинских городов больше всего этих троллейбусов получил Киев – 1220 машин. С 1974 по 1983 год весь троллейбусный парк Киева состоял из троллейбусов модели «Škoda 9Tr». Дольше всего в массовой эксплуатации такие троллейбусы сохранялись в Крыму (они работали до начала российской оккупации полуострова), сегодня еще можно встретить троллейбусы «Škoda 9Tr» на маршрутах западноукраинского города Ровно.


Киевские троллейбусы на фото В. Шрайнера 1969 года. На преднем плане «Škoda 9Tr» № 140, справа - троллейбусы "Киев - 4" и МТБ-82. Из коллекции Ааре Оландера.

В Днепр троллейбусы «Škoda 9Tr» вернулись в 1973 году. В этот город прибыло 19 троллейбусов 19-й модификации, 46 машин 20-й модификации и 20 машин 21-й. Поставки длились три года – до 1976 года, после этого Днепр снова начал закупать троллейбусы ЗиУ-682. Проработали «девятки» в Днепре до 1992 года.


Один из первых троллейбусов «Škoda 9Tr» в Крыму на маршруте № 11 Ялта - Алушта. 1965 г. Фото из коллекции Л.В. Колтуновой.

Первый троллейбус «Škoda 9Tr» прибыл в Черновцы в 1966 году. Это была машина модификации «Škoda 9Tr9», которая получила инвентарный номер 23. Поступление троллейбусов «Škoda 9Tr» было связано с расширением троллейбусной сети и замене трамвайного движения троллейбусом.


Троллейбусы «Škoda 9Tr» в Днепре. 1985 год. В этом городе "девятки" проработают до 1992 года.

Трамвайная линия в Черновцах просуществовала с 1897 по 1967 год. Она связывала берег реки Прут со стацией Черновцы-Южная и проходила по чрезвычайно сложной трассе – кроме вагонов 2М киевского производства по ней не могли курсировать никакие другие трамваи, которые выпускались в средине 1960-х годов. С такими уклонами (почти 100 промилле) могли справляться только чешские троллейбусы «Skoda» да и то в «горном» исполнении. В общей сложности в Черновцы с 1966 по 1979 год прибыло 193 троллейбуса «Škoda 9Tr». До конца прошлого года последние машины этой модели еще курсировали на маршрутах города. Одна из них – № 208 восстановлена в аутентичном виде. Еще три машины используются в качестве служебных. В депо также сохранился кузов троллейбуса № 150 – единственная сохранившаяся оригинальная «двухдверка».


Первые два троллейбуса «Škoda 9Tr» в Черновцах. 1966 год. Фото из коллекции С.А. Тархова.

Именно из Черновцов троллейбус «Škoda 9Tr» в 1969 году попал во Львов. В Черновцах этот троллейбус имел номер 27, а во Львове – 181. В 1969 году в столицу Западной Украины поступило 10 троллейбусов «Škoda 9Tr» из Черновцов, а с 1970 года начались поставки машин этой модели с завода в Острове-над-Огржи. В общей сложности во Львов прибыло 252 «девятки», поставки длились до 1982 года. В эксплуатации эти троллейбусы во Львове были до начала 2000-х годов.


Слева - троллейбус «Škoda 9Tr» № 180 - самая первая "девятка" во Львова, которая до этого имела № 27 в Черновцах. Фото Ааре Оландера 1977 года.

Ремонтная база для троллейбусов «Škoda» в Украине была создана в Киеве на КЗЭТе, а также во Львове, где в начале 1970-х годов началось строительство Львовского трамвайно-троллейбусного ремонтного завода, который должен был ремонтировать чешские узкоколейные трамваи «Tatra», а также троллейбусы «Skoda». Именно потому три города Западной Украины – Луцк, Ровно и Тернополь получили именно троллейбусы «Škoda 9Tr».


Последний луцкий линейный троллейбус «Škoda 9Tr19» с инвентарным № 34. 2007 год. Фото Юрия Лисничука.

Отметим, что троллейбусное движение в Луцке 8 апреля 1972 года открывали украинские троллейбусы «Киев – 6». Всего в этот город поступило 30 троллейбусов этой модели. Однако так как КЗЭТ перестал выпускать пассажирские троллейбусы, с 1972 года в Луцк поставлялись троллейбусы «Škoda 9Tr». Первая «девятка» в Луцке получила № 31. Всего в город прибыло 30 шкодовских «девяток», причем одна – «бэушная» из Черновцов. Поставки длились до 1976 года, после этого в Луцк начали поступать советские троллейбусы ЗиУ-682 – поставки «Škoda» в город с равнинным рельефом посчитали нецелесообразными. Дольше всего в Луцке на маршрутах проработала «девятка» с номером 34 – до 2011 года. Техпомощь с номером 49 все еще работает. Остальные чешские троллейбусы проработали в Луцке по 20 и более лет.


Первый ровенский троллейбус «Škoda 9Tr» с номером 1. Ныне - 001. Эта машина 1974 года выпуска сохранилась доныне.

В Ровно, где троллейбусное движение открывали именно троллейбусы «Škoda 9Tr», сохранился троллейбус с инвентарным номером 001 – именно он 24 декабря 1974 года открывал троллейбусное движение в городе. На сегодня на балансе предприятия – 17 троллейбусов «Škoda 9Tr», одиннадцать из них все еще работает на маршрутах. С завода Ровно получило 100 «девяток», а еще более десятка машин в средине 1990-х город приобрел в Чехии.


Троллейбус «Škoda 9Tr» № 001 в Ровно и сегодня на ходу. Фото 2018 года. Автор - Александр Тарасов.

В Тернополе 31 декабря 1975 года троллейбусное движение открывали также троллейбусы «Škoda 9Tr». В год открытия троллейбусного движения в депо было 20 машин этой модели, а всего за 7 лет – с 1975 по 1982 год в Тернополь поступило 85 троллейбусов этой модели. Из эксплуатации на маршрутах последние троллейбусы «Škoda 9Tr» в Тернополе ушли в 2018 году.


Первый тернопольский троллейбус «Škoda 9Tr» еще работал в 2006 году. К сожалению, списан в 2007 году.

Кроме Западной Украины работали троллейбусы «Škoda 9Tr» и в других регионах Украины, в частности на Донбассе.

В 1970-м году, троллейбусы «Škoda 9Tr» открывали троллейбусное движение в Лисичанске. Этот город получил 37 троллейбусов этой модели – сначала с завода, а потом из Киева и Луганска. «Девятки» тут работали до начала 1990-х годов, с 1983 года в город начали поставляться советские троллейбусы ЗиУ-682.


Троллейбус «Škoda 9Tr» с номером 1 открывает троллейбусное движение в Лисичанске. 1970 г.

Чешская «девятка» открывала троллейбусное движение в Горловке 6 ноября 1974 года. В этот город в общей сложности поступило больше 100 троллейбусов «Škoda 9Tr», которые эксплуатировались тут до начала 1990-х годов. Часть машин в городе работали в системах многих единиц.


Троллейбус «Škoda 9Tr» с номером 13 в Горловке - одна из машин, которые открывали движение троллейбусов в этом городе. Фото из коллекции Аааре Оландера.

Более 100 машин «Škoda 9Tr» работало в Луганске. В этот город поступали как новые машины с завода, так и «бэушные» из других городов Украины. В пассажирском движении последние «девятки» в Луганске пребывали до середины 2000-х годов. Одна «техничка» с бортовым номером 099 уцелела до сих пор.

Машины «Škoda 9Tr» планировалось использовать и в Макеевке – в 1974 году сюда прибыло с завода шесть чешских троллейбусов, которые затем были переданы в Мариуполь или Горловку – точных данных об этом нет.


Последняя луганская «Škoda 9Tr» в роли технической помощи. 2014 г.

С 1971 года троллейбусы «Škoda 9Tr» начали поступать также в Мариуполь Донецкой области. За 10 лет до 1982 года сюда прибыло 212 «девяток». Часть машин из Мариуполя было передано в 1985 году в Горловку. Отправляли мариупольские «девятки» на капитальный ремонт на заводы во Львове и Киеве.


Троллейбусы «Škoda 9Tr» в троллейбусном депо города Мариуполя. Конец 1970-х годов. Фото из коллекции Юрия Маллера.

В Харькове чешские троллейбусы «Škoda 9Tr» появились в 1970 году. Первый чешский троллейбус с № 51 был передан в Харьков из Киева. В столицу Слобожанщины в общей сложности прибыло почти семь десятков троллейбусов «Škoda 9Tr», однако в средине 1970-х годов сюда начали поставляться троллейбусы ЗиУ-682.


Троллейбусы «Škoda 9Tr», выпущенные еще в начале 1970-х годов можно было встретить в Харькове еще в 1989 году. Автор фото - Павел Кашин.

Заметим, что в ряде городов Украины троллейбусы «Škoda 9Tr» работали в режиме многих единиц – поезда из двух троллейбусов. Впервые они появились в Киеве – автором идеи был украинский ученый Владимир Веклич. В Киеве в 1970-е годы работало почти 300 «сцепок» из двух троллейбусов «Škoda 9Tr». Таким образом решался вопрос повышения провозной способности троллейбусных маршрутов. Эксперименты с работой троллейбусов в системе многих единиц проводились и с троллейбусами других моделей – МТБ-82, Киев – 4 и ЗиУ-682.


Троллейбусные поезда (системы многих единиц), созданные по системе В. Веклича в Киеве. Фото начала 1980-х годов. Автор - Василий Бойчук (Ивано-Франковск).

Тут еще отметим, что с 1976 года в города Украины начали поставляться троллейбусы «Škoda 9Tr» с тремя ширмовыми дверями вместо двух -  т.е. такие же, как и для городов Чехии и других стран Европы. Это было связано с тем, что в средине 1970-х годов советский электротранспорт перешел на бескондукторную систему оплату проезда – билеты, купленные в кассах или у водителя на остановках теперь компостировали.


Трехдверные троллейбус «Škoda 9Tr» на конечной остановке "станция Сихов" во Львове. 1989 г. Автор фото Вильфрид Вольф.

В 1968 году в Киеве и Крыму проходил испытания опытный чешский троллейбус «Škoda T11/0», который ныне является музейным экспонатом в музее чешского города Брно.


Испытания чешского троллейбуса «Škoda T11/0» в Крыму.

История троллейбусов «Škoda 14Тr», которые и ныне работают на маршрутах во многих городах Украины, началась еще в 1972 году, когда был построен первый прототип. После длительной доработки и многолетних испытаний в серию троллейбус был запущен в 1981 году, а в 1982 году вытеснил с конвейера «Škoda 9Tr». На троллейбуса «Škoda 14Тr» была использована чрезвычайно удачная тиристорно-импульсная система управления тяговым электроприводом. Ее использование начали еще на последних модификациях троллейбусов «Škoda 9Tr». В отличии от округлых форм троллейбуса «Škoda 9Tr», 14-я модель имела «рубленный» дизайн с прямыми углами.


Испытания троллейбуса «Škoda 14Тr» в Крыму. 1982 г.

Отметим, что в Украине побывали еще прототипы троллейбуса «Škoda 14Тr» – он проходили испытания в Киеве и в Крыму. Троллейбусы-прототипы «Škoda 14Tr0» испытывались сначала в Киеве (1980-82 годы), а затем были переданы в Крым. Один из прототипов работал до 2009 года. Протип «Škoda 14TrS» с реостатно-контакторной системой управления по типу поздних «Škoda 9Tr», построенный в 1980 году, также испытывался сначала в Киеве, а потом работал в Крыму. Списан он в 1995 году.


Один из первых троллейбусов «Škoda 14Тr» в Киеве. 1984 год. Автор - Игорь Шаповаленко.

Серийные троллейбусы модификации «Škoda 14Tr01» начали поставляться в города Украины в 1983 году. Киев получил 27 таких троллейбусов, Крымский троллейбус – 25 машин, Луганск – 15 машин, а еще 7 – Мариуполь. В том же 1983 году, началось производство новой модели – «Škoda 14Tr02», такие машины начали получать Киев, Львов, Луганск, Мариуполь, Тернополь и Черновцы (в этот город в 1983-5 годах попало 50 таких троллейбусов).


Троллейбусы «Škoda 14Тr02» и «Škoda 9Тr» в троллейбусном депо Львова. 1989 г. Автор фото Ааре Оландер.

Троллейбусы «Škoda 14Tr» поставлялись только в те города, где раньше работали «Škoda 9Tr», однако не во все. «Четырнадцатки» в основном сосредоточились в Западной Украине (все города, кроме Луцка) и Киеве. Кроме этого – в Луганске и Мариуполе.

Интересен тот факт, что троллейбусное движение в Ивано-Франковске в 1983 году открывали троллейбусы ЗиУ-682. Однако от них быстро отказались – в город прибыли «Škoda 14Tr» из Луганска.


Троллейбусы «Škoda 14Тr» переданные в Ивано-Франковск из Луганска. 1985 г. Автор фото - Василий Бойчук.

Самое большое количество троллейбусов модели «Škoda 14Tr» во времена Советского Союза получил Киев – сюда прибыло больше 400 троллейбусов этой модели. Значительные партии машин получили Луганск и Львов. В Ровно же в 1989 году прибыло 15 троллейбусов «Škoda 14Tr», однако по прошествии 30 лет ни одна из них до сих пор не списана.


Старейший в Украине оригинальный троллейбус «Škoda 14Тr01» № 596 во Львове. До 1997 г. работал в городе Пардубице. Автор фото - Роман Зарума.

Из троллейбусов первых серий самыми «живучими» оказались тернопольская машина «Škoda 14Tr02» №092, работающая с 1984 года, № 255 из Черновцов, которая эксплуатируется с апреля 1985 года, № 124 из Ивано-Франковска 1984 года выпуска, которая успела поработать еще и в Луганске. Хотя в Украине во Львове, Тернополе и Ровно можно еще встретить машины модели «Škoda 14Tr01», однако это не те машины, которые пришли с завода, а «бэушки» купленные из городов Чехии. Судя по заводским номерам – самая старая машина – это № 137 из Тернополя с заводским номером 8481. Эта машина, правда, прошла КВР. А вот оригинальный дизайн сохранила львовская машина № 596.


Один из первых троллейбусов «Škoda 14Тr01» в Луганске. 1992 г. Автор фото - Ааре Оландер.

В 1987 году в Киеве начались испытания сочлененного чешского троллейбуса «Škoda 15Tr02/6». За основу был взят троллейбус «Škoda 14Tr02/6», механическая и электрическая часть троллейбусов была практически идентична. Первая «пятнадцатка», правда, в Киеве с пассажирами не работала и после испытаний «поселилась» в чешской Остраве, где получила номер 3503. Машина списана в средине 2000-х годов – это был четвертый прототип.


Четвертый прототип троллейбуса «Škoda 15Тr» в Остраве № 3503. Он в 1987 году проходил испытания в Киеве. 2004 г.

Поставки троллейбусов «Škoda 15Tr» в Киев начались в 1990-м году. В общей сложности было поставлено 80 троллейбусов-«гармошек» модификаций «Škoda 15Tr02/6» и «Škoda 15Tr03/6». Еще пять «гармошек» было поставлено в Крым на междугородную трассу.


Троллейбус «Škoda 15Тr» в Киеве на маршруте № 18 с крутым спуском к Майдану Независимости. 1992 г. Автор фото - Ааре Оландер.

Из маршрутной эксплуатации в Киеве троллейбусы «Škoda» были выведены в начале 2010-х годов. В средине 2010-х годов с троллейбусам «Škoda» попрощался и Мариуполь. В Крыму большинство троллейбусов «Škoda» перестали работать после российской оккупации. Стоят и последние луганские «Škoda 14Tr». Правда, в Крыму это было связано с массовыми поставками новых российских троллейбусов, а в Луганске - просто с общим кризисом электротранспорта в городе под властью террористов.


Троллейбус «Škoda 15ТrМ» по прибытии во Львов из Чешских Будейовиц. Сентябрь 2013 г. Автор фото - Владимир Саванчук.​​​​​​​

Однако, в начале 2010-х годов в Украину начались весьма значительные поставки подержанных троллейбусов «Škoda 14Tr» и «Škoda 15Tr». Особенно активно начал закупать такие машины Тернополь. Тут впервые после Киева и Крыма появились «гармошки» «Škoda 15Tr». Шесть «гармошек» «Škoda 15Tr» и пять «одиночных» троллейбусов «Škoda 14Tr» приобрел Львов в 2012 – 14 годах. «Бэушные» троллейбусы «Škoda» закупали также Ровно и Ивано-Франковск.


Первый одесский троллейбус «Škoda 14Тr»​​​​​​​ в одесской ливрее. 2018 г. Автор фото - Александр Вельможко.

В 2012 году в традиционно «Зиушной» Одессе появились первые троллейбусы «Škoda 14Tr» - их приобрели в чешском городе Пардубице. В 2012-3 годах в Одессу прибыло 8 троллейбусов «Škoda 14Tr» двух модификаций – «Škoda 14Tr17/6M» и «Škoda 14TrM». И хотя это «бэушные» «рогатые», одесситам они очень понравились, все они уже более пяти лет исправно работают на маршрутах.

В 2014 году значительное количество троллейбусов «Škoda 14Tr» и «Škoda 15Tr» приобрел еще один традиционно «Зиушный» город Житомир. В общей сложности в этом городе сейчас насчитывается 32 чешских троллейбуса, из них восемь сочлененных машин «Škoda 15Tr». Машины прибыли в Житомир из городов Чехии и Вильнюса.


Троллейбус «Škoda 15Тr» из Злина на улицах Житомира. Автор фото - Тарас Коротун.

В 2014 году «Шкоды» «пробрались» также и в Харьков – сейчас здесь 23 чешских троллейбуса, из них пять «гармошек». Пять троллейбусов «Škoda 14Tr» работает с 2016 года также в традиционно «зиушном» Запорожье.


Троллейбус «Škoda 14Тr»  в Запорожье. 2017 г. Обращаем внимание на "одесский" текст маршрутоуказателя.

Самые современные троллейбусы «Škoda», которые можно встретить в Украине – это троллейбусы 21-й модели. В Одессе с 2013 года работают троллейбусы «Škoda 21Tr» с тяговым двигателем постоянного тока. Один из них в 2018 году переоборудован в электробус или вернее в троллейбус с большим автономным ходом. Еще четыре машины модели «Škoda 21TrACI» в конце 2017 года поступили из Пльзеня в Черновцы. Эти машины оборудованы автономным ходом от дизель-генератора.


Троллейбус «Škoda 21Тr» во время новогоднего парада троллейбусов 2018 г. Автор фото - Александр Вельможко.

В конце – еще несколько слов о троллейбуса «Škoda». Во второй половине 1990-х – в начале 2000-х годов чешская компания выпустила троллейбусы «Škoda 14Tr» и «Škoda 15Tr» для городов США – Дейтона и Сан-Франциско. Это было международное признание чешского производителя.


​​​​​​​Троллейбус «Škoda 21ТrАСІ» на маршруте № 8 в Черновцах. 2019 г. Автор фото - Александр Михайлов.

Однако, из-за того, что количество заказов на троллейбусы в начале 2000-х годов значительно уменьшилось, в разы по сравнению с 1980-ми годами. Поэтому компания «Škoda» отказалась от строительства троллейбусных кузовов – завод в Острове был закрыт. Сейчас компания «Škoda» строит свои троллейбусы на основе кузовов польского завода «Solaris», а также чешской компании «SOR». Не исключено, что и новые троллейбусы «Škoda» появятся на улицах украинских городов.

В статье использованы фотографии из архива Василия Бойчука, а также с сайтов gruzovikpress.ru и transphoto.ru

comments powered by HyperComments